МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общественные организации в России и регионе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 14 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 42 42 87 87 129 129
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор , В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Общественные организации в России и регионе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.заключается в последовательном усвоении знаний об основных этапах становления и деятельности общественных организаций в Сибири, их взаимодействия с государством, официальной церковью, особенностей межкультуного и межрелигиозного диалога

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ПК-1 Способность работать с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать основные особенности взаимодействия НКО и органов власти
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать цели и задачи для реализации проектов в некоммерческом секторе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки проектной и управленческой деятельности в развитие некоммерческого сектора Российской Федерации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные этапы развития некомерческого сектора в России
1.1. Возникновение общественного движения в РФ Лекции 7 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Возникновение общественного движения в РФ Практические 7 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Возникновение общественного движения в РФ Сам. работа 7 14 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Функционирование некоммерческого сектора в РФ на современном этап Лекции 7 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Функционирование некоммерческого сектора в РФ на современном этап Практические 7 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Функционирование некоммерческого сектора в РФ на современном этап Сам. работа 7 12 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.7. Функционирование некоммерческого сектора в РФ на современном этап Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.8. Взаимоотношение государства и гражданского общества Практические 7 8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.9. Взаимоотношение государства и гражданского общества Сам. работа 7 16 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Взаимодействие НКО с органами власти в Сибири
2.1. Общественный лоббизм в России Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Общественный лоббизм в России Практические 8 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Общественный лоббизм в России Сам. работа 8 27 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Нормативно-правовые основы борьбы с экстремизмом Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Нормативно-правовые основы борьбы с экстремизмом Практические 8 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Нормативно-правовые основы борьбы с экстремизмом Сам. работа 8 30 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.7. Финансирование НКО в России на современном этапе Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.8. Финансирование НКО в России на современном этапе Практические 8 8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.9. Финансирование НКО в России на современном этапе Сам. работа 8 30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.10. Экзамен 8 27 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету и экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. Социально-ориентированные некоммерческие организации: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.2 [С. Г. Максимова, О. Е. Ноянзина, Н. П. Гончарова ; под ред. С. Г. Максимовой] Социально ориентированные некоммерческие организации в Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Милюкова Анна Геннадьевна. Практикум по конфликтологии: учеб. пособие: Барнаул, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 В. А. Кудинов, Д. А. Омельченко, О. В. Попова История молодежного и детского движения в России: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Поляков Е. Б. Обществознание: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общественная палата Алтайского края www.opaltai.ru/
Э2 Общественная Палата Российской Федерации www.oprf.ru
Э3 Информационный портал НКО Алтайского края nko22.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.