МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общественные организации Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 91
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 14 10
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 42 42 49 49 91 91
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор , В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Общественные организации Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.заключается в последовательном усвоении знаний об основных этапах становления и деятельности общественных организаций в Сибири, их взаимодействия с государством, официальной церковью, особенностей межкультуного и межрелигиозного диалога

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью использовать в региональных исследованиях базовые знания в области теории регионоведения и международных отношений, всеобщей и отечественной истории, географии, экономики, права, культуры и литературы региона
ПК-24 владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные источники информации об НКО: СМИ, архивы, сайты; работы основных авторов специализирующихся на изучении некоммерческого сектора в России; основные поисковые системы, с помощью которых можно найти формы государственной поддержки НКО со стороны государства (грантовая политика РФ)
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать роль экономического развития страны и региона, как предпосылки формирования общественных организаций на территории Сибири; составлять научные обзоры о деятельности Общественных палат в Сибири за последний год; использовать поисковики для подбора материала о деятельности Общественных организации в Сибири и составления библиографических описаний
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями об истории формирования общественных организаций на территории Сибири; навыками сбора эмпирических данных (статистические данные о численности НКО) в виде научного обзора; навыками работы в поисковой системе Elibrery для поиска публикаций по некоммерческому сектору; приемами библиографического описания для оформления научных публикаций согласно требованиям

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общественное движение в Сибири в дореволюционный период
1.1. Понятие «общественные организации». Виды «общественных организаций» Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Первые общественные организации России Практические 7 4 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Первые общественные организации России Сам. работа 7 6 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Социальные отношения в Сибири в XIX в. Реформы Александра II и их влияние на общественную жизнь страны Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Культурно-просветительные и художественные организации в Сибири Практические 7 2 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Культурно-просветительные и художественные организации в Сибири Сам. работа 7 6 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.7. Общественная жизнь Сибири во второй половине XIX в. Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.8. Благотворительные организации Сибири Практические 7 4 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.9. Благотворительные организации Сибири Сам. работа 7 6 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.10. Законодательная политика Российской империи в отношении общественных организаций. "Временные правила об обществах и союзах" (1906) Лекции 7 2 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.11. Национально-религиозные организации в Сибири Практические 7 4 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.12. Национально-религиозные организации в Сибири Сам. работа 7 8 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.13. Изменения положения общественных организаций после февральской революции Лекции 7 2 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.14. Научные общества Сибири Практические 7 2 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.15. Научные общества Сибири Сам. работа 7 6 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.16. Активизация общественности в годы Первой мировой войны Практические 7 4 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.17. Активизация общественности в годы Первой мировой войны Сам. работа 7 10 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Взаимодействие НКО с органами власти в Сибири
2.1. Общественный лоббизм в России Лекции 8 4 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Общественный лоббизм в России Практические 8 6 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Общественный лоббизм в России Сам. работа 8 16 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Нормативно-правовые основы борьбы с экстремизмом Лекции 8 4 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Нормативно-правовые основы борьбы с экстремизмом Практические 8 6 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Нормативно-правовые основы борьбы с экстремизмом Сам. работа 8 16 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Финансирование НКО в России на современном этапе Лекции 8 4 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.8. Финансирование НКО в России на современном этапе Практические 8 8 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.9. Финансирование НКО в России на современном этапе Сам. работа 8 17 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.10. Экзамен 8 27 ОПК-5, ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету и экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. Социально-ориентированные некоммерческие организации: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.2 [С. Г. Максимова, О. Е. Ноянзина, Н. П. Гончарова ; под ред. С. Г. Максимовой] Социально ориентированные некоммерческие организации в Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Милюкова Анна Геннадьевна. Практикум по конфликтологии: учеб. пособие: Барнаул, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 В. А. Кудинов, Д. А. Омельченко, О. В. Попова История молодежного и детского движения в России: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Поляков Е. Б. Обществознание: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общественная палата Алтайского края www.opaltai.ru/
Э2 Общественная Палата Российской Федерации www.oprf.ru
Э3 Информационный портал НКО Алтайского края nko22.ru
Э4 Общественные организации Сибири portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.