МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая история России и зарубежных стран

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость14 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 504
в том числе:
аудиторные занятия 236
самостоятельная работа 187
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4, 5
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18,5 19 18,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26 26 26 26 26 104 104
Практические 32 32 32 32 34 34 34 34 132 132
Сам. работа 23 23 50 50 57 57 57 57 187 187
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27 27 27 81 81
Итого 108 108 108 108 144 144 144 144 504 504

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Политическая история России и зарубежных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.04 Политология, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014г. №939

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Дашковский П.К.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Дашковский П.К.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса призвано сформировать представление у студентов-политологов научных представлений о социально-политическом развитии России и зарубежных стран с древнейших времен до настоящего времени, особенностях их модернизации, культурно-половического своеобразия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-5 способностью к высокой мотивации по выполнению профессиональной деятельности, стремлением к повышению своей квалификации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности и этапы всемирного исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; особенности социально-политического развития стран;
основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории различные подходы к изучению истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.давать развернутую и краткую характеристику узловых сюжетов всеобщей истории, анализировать отдельные проблемы, сопоставлять события с помощью различных методов;
различать действия объективных и субъективных факторов исторического процесса; отстаивать собственную точку зрения на содержание и тенденции развития социально-политических процессов в России и мире;
применять исторические знания для решения современных задач профессиональной деятельности, мотивировать к выполнению профессиональных задач и повышению своей квалификации

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления закономерностей исторического развития;
методами критического анализа исторической информации и способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; навыками использования знаний политических тенденций исторического развития России и стран мира в профессиональной деятельности;
применения исторических знаний для решения современных задач профессиональной деятельности, мотивировать к выполнению профессиональных задач и повышению своей квалификации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История древних цивилизаций. Древнерусское государство IX – середины XII вв.
1.1. Период политической раздробленности на Руси в XII – XV вв. Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основные факторы, этапы и характеристики становления и развития российской государственности. Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Древние цивилизации Востока Сам. работа 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Киевская Русь (IX-XII вв.) Практические 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Киевская Русь (XIX-XII вв.) Сам. работа 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Период средних веков
2.1. Период политической раздробленности на Руси в XII – XV вв. Практические 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Период политической раздробленности на Руси в XII – XV вв. Сам. работа 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Развитие государств Востока в средние века Лекции 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Борьба русских земель с иноземными нашествиями в XII в Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Священная Римская империя и Византия Сам. работа 2 3 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Эпоха возрождения в Европе. Рзвитие капиталистических отношений Лекции 2 3 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Османская империя во XII – начале XVIII вв. Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Османская империя во XII – начале XVIII вв. Практические 2 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Эпоха Московского царства (конец XV –XVII вв.).
3.1. Образование Российского государства в период царствования Ивана III и Василия III (конец XV – XVI вв.) Лекции 2 3 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Власть и собственность в отечественной политической традиции. «Структурное оформление политических институтов имперской государственности в России (конец XVII - первая четверть XVIII в.)» Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Процесс объединения русского государства в XIV –XV вв. Практические 2 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Образование Российского государства в период царствования Ивана III и Василия III (конец XV – XVI вв.) Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Русское государство в XVI в. Лекции 2 3 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Образование Российского государства в период царствования Ивана III и Василия III (конец XV – XVI вв.) Практические 2 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Образование Российского государства в период царствования Ивана III и Василия III (конец XV – XVI вв.) Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Русское государство в XVII в. Лекции 2 3 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Русское государство в XVII в. Великая Смута начала XVII в. Практические 2 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Русское государство в XVII в. Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Развитие стран Востока в Новое время
4.1. Китай и Япония в XIX-XX вв. Лекции 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. «Структурное оформление политических институтов имперской государственности в России (конец XVII - первая четверть XVIII в.)»
5.1. «Модернизация» российской государственности в период правления императора Петра I Практические 3 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. «Модернизация» российской государственности в период правления императора Петра I. Сам. работа 3 10 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. «Европеизация» государства и общества в России в период правления Петра I» Сам. работа 3 10 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Страны Еровпы и Америки в Новое время
6.1. Формирование США XVIII-XIX вв. Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Специфика абсолютизма в Российской империи и европейских странах XVIII - XIX вв. Практические 3 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Российская империя в послепетровский период (середина XVIII в.)
7.1. Российская империя в послепетровский период (середина XVIII -вторая половина XVIII в.) Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Народные движения, политическая борьба и политические идеологии в российской истории. Общественное движение «декабристов» (1816-1825) Практические 3 7 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Народные движения, политическая борьба и политические идеологии в российской истории. Общественное движение «декабристов» (1816-1825) Сам. работа 3 10 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Развитие стран Востока в Новое и Новейшее время
8.1. Китай в первой половине XX в. Лекции 3 5 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Япония в XVII – середине XIX в. Практические 3 7 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Япония в XVII – середине XIX в. Сам. работа 3 10 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Великие реформы» и «контр-реформы» в императорской России
9.1. Реформы и контрреформы в политической истории России Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Формирование западнического и почвеннического протолиберализма в России 30 – 50-х гг. XIX в. Практические 3 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Формирование западнического и почвеннического протолиберализма в России 30 – 50-х гг. XIX в. Сам. работа 3 10 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Российская империя на переломном рубеже XIX – XX вв.
10.1. Российская империя на переломном рубеже XIX – XX вв. Лекции 3 5 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Политические партии в Российской империи (начало XX в. – 1917 г.). Практические 4 8 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.3. Политические партии в Российской империи (начало XX в. – 1917 г.). Сам. работа 4 14 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Эпоха «великих потрясений» и народных революций в России (1905-1917 гг.)
11.1. Эпоха «великих потрясений» и народных революций в России (1905-1917 гг.) Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Февральская (мартовская) народная революция 1917 г. в России. Практические 4 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Февральская (мартовская) народная революция 1917 г. в России. Сам. работа 4 14 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Страны Еровы и Америки в Новейшее время
12.1. США в первой половине XX в. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.2. Великобритания, Франция, Испания в 1919–1939 гг. Практические 4 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.3. Великобритания в первой половине XX века. Сам. работа 4 15 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 13. Становление советского общества
13.1. Советская модель общества в политической истории XX века. Лекции 4 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
13.2. Начальный этап становления советского общества Практические 4 7 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
13.3. Переход страны к мирному развитию (н. 20-х гг) Лекции 4 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 14. Страны востока в XX в.
14.1. Китай во второй половине XX в. Лекции 4 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
14.2. Япония во второй половине XX в. Практические 4 7 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
14.3. Страны арабского Востока во второй половине XX в. Сам. работа 4 14 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 15. Социально-политическое развитие СССР во второй половине 20-х- конце 40-х
15.1. Социально-политическое развитие СССР во второй половине 20-х- конце 30-х Лекции 5 8 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
15.2. Великая Отечественная Война Практические 5 8 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
15.3. Великая Отечественная Война Сам. работа 5 14 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 16. Страны Европы и Америки в Новейшее время
16.1. Великобритания во второй половине XX в. Лекции 5 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
16.2. Соединенные Штаты Америки в 1945–2008 гг. Практические 5 8 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
16.3. Соединенные Штаты Америки в 1945–2008 гг. Сам. работа 5 10 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 17. Социально-политическое развитие СССР и стран Европы в 1945-1965 гг.
17.1. Социально-политическое развитие СССР в 1945-1955 гг. Лекции 5 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
17.2. Социально-политическое развитие СССР в 1945-1965 гг. Практические 5 8 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
17.3. Социально-политическое развитие СССР в 1985-1989 гг. Практические 5 10 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
17.4. Социально-политическое развитие СССР в 1985-1989 гг. Сам. работа 5 13 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 18. Перестройка: реализация и итоги и распад СССР
18.1. Перестройка: реализация и итоги Лекции 5 6 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
18.2. Распад СССР. Переход к рыночной экономике в начале 1990-х гг. Политическое развитие РФ в 1990-е-2000-е гг. Сам. работа 5 20 ОК-2, ОПК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету и экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Л. Хейфец, Р. В. Костюк, Н. А. Власов, Н. С. Ниязов История новейшего времени : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1DE66103-FB13-4D77-B76C-1621AB4EE441.
Л1.2 Васильев Л.С. История стран Азии и африки. Средние века и раннее новое время : учебное пособие для академического бакалавриата : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/95B1517F-ECCA-40C5-B56B-746F507B6E47.
Л1.3 Пленков, О. Ю. Новейшая история стран Европы и Америки : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/438F7E18-5BA2-435A-BE5F-C6C7E27C50CA
Л1.4 Некрасова, М. Б. Отечественная история : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6.
Л1.5 Курныкин О.Ю., Коробкова Н.П., Козлов В.А. Политическая история стран Востока (1918-1945 гг.): учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2233
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леклерк А. Русское влияние в Евразии : геополитическая история от становления государства до времен Путина: Москва: Альпина Паблишер, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История России histrf.ru
Э2 Всеобщая история www.istoriia.ru
Э3 Курс в Moodle "Политическая история России и зарубежных стран" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.