МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Графика по специальности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 187
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 187 187 187 187
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ист.н, доцент, Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Графика по специальности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.В. Черняева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с основами художественной деятельности, становление профессиональной компетентности путем овладения знаниями и навыками в создании графических изображений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34: готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.художественные графические материалы, их свойства, техники и способы их применения;
основы построения головы и фигуры человека, частей лица и тела, особенности изображения различных видов волос, прически и макияжа;
особенности построения головы и фигуры человека, частей лица и тела в различных ракурсах;
основные способы и приемы видоизменения пропорций и методы стилизации;
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять зарисовки и создавать художественные эскизы с изображением головы и фигуры человека, частей лица и тела, прически и макияжа используя различные графические материалы и техники;
создавать стилизованное изображение фигуры и лица человека, изображения разных типов волос, прически, макияжа, декоративных элементов, аксессуаров и др.;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.традиционными и современными техническими приемами создания графического изображения;
методикой рисования фигуры человека, головы, частей лица и тела по представлению и с применением пропорциональных схем;
методами и приемами стилизации изображения;
методами выявления и приемами изображения модных образов, пластики и постановки фигуры, мимики, жестов, прически и макияжа;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Виды рисунка и наброска. Графические материалы, применяемые в графике и их сочетания. Средства художественной выразительности в графике. Практические 4 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7, Л2.8
1.2. Проработка конспекта лекций Сам. работа 4 45 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7, Л2.8
Раздел 2. Строение фигуры и лица человека
2.1. Строение и классические пропорции фигуры и лица человека. Половые различия внешнего строения формы. Особенности внешнего строения мужской и женской фигуры. Возрастные различия внешнего строения формы. Особенности и способы построения изображения фигуры и лица в различных ракурсах. Особенности внешнего строения фигуры ребенка разного возраста. Практические 4 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7, Л2.8
2.2. Завершение работы над эскизами, проработка конспекта лекций Сам. работа 4 45 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7, Л2.8
Раздел 3. Особенности изображения волос, прически и макияжа
3.1. Способы изображения волос и прически. Техники создания изображения макияжа. Особенности создания изображения отдельных элементов декора, украшений и аксессуаров. Практические 4 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7, Л2.8
3.2. Завершение работы над эскизами, проработка конспекта лекций Сам. работа 4 45 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7, Л2.8
Раздел 4. Методы стилизации в изображении человека
4.1. Различные подходы к графическому изображению фигуры и лица человека. Пропорции стилизованной фигуры человека. Методы стилизации в изображении фигуры и лица человека, волос, прически и макияжа. Основные направления и приемы видоизменения стилизации. Модные постановки корпуса и ракурсы. Модные позы, жесты и мимика. Выбор способов и приемов изображения для создания конкретного образа, с учетом назначения прически, макияжа и модных тенденций. Практические 4 6 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7, Л2.8
4.2. Завершение работы над эскизами, проработка конспекта лекций Сам. работа 4 52 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7, Л2.8
4.3. Зачет 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7, Л2.8
4.4. Экзамен 4 13 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7, Л2.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казарин, С.Н. Академический рисунок : учебное наглядное пособие: Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487671
Л1.2 Ковальчук, Е.М. Специальное рисование с основами пластической анатомии: практикум: Минск : РИПО, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487922
Л1.3 Бесчастнов, Н.П. Портретная графика: Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56675
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/4269
Л2.2 Горчакова В. Г. Имидж. Искусство и реальность.: Учебное пособие Юнити-Дана,, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115024
Л2.3 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
Л2.4 Сергеенко Е. Н. Основы стилистики в парикмахерском искусстве и декоративной косметике: учебное пособие: Учебное пособие Минск: РИПО, // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=463674&sr=1
Л2.5 авт.-сост. В.И. Сторожев Приемы построения и передачи характера в рисунке головы человека: Нижний Новгород : ННГАСУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427482
Л2.6 Мациевский, Д.Е. От линии до пространственной структуры: Орел : Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=488288
Л2.7 Смирнова, М.А. Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка: Екатеринбург : Архитектон, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222107
Л2.8 Миронова, Е.П. История прически: Минск : РИПО, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487931
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3559
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет портал индустрии моды http://modanews.ru
Э2 Официальный сайт журнала «International Textiles» www.intextiles.ru
Э3 Официальный сайт журнала «Индустрия моды» industria-mody.ru
Э4 Официальный сайт журнала «Теория моды» http://www.fashiontheory.ru
Э5 Официальный сайт журнала«L'Officiel» http://officiel.com.ua
Э6 Официальный сайт журнала «Vogue» http://www.vogue.ru
Э7 Официальный сайт журнала «Harper’s Bazaar» http://www.bazaar.ru
Э8 Курс "Графика по специальности" Moodl https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4005
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.