МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Психология социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент С.Г. Чудова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент С.Г. Чудова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладеть психологическими знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления социальной работы по оказанию помощи нуждающимся; рассмотреть общее понятие социальной работы и место психологии в социальной работе; ознакомиться с психологическими особенностями социальной работы с различным контингентом нуждающихся в помощи; научиться применять психологические методы диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.индивидуальные потребности различных категорий населения; механизм постановки социального диагноза и мероприятия по социальному сопровождению.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять идивидуальные потребности граждан; анализировать обстоятельства, ухужшающие условия их жизнедеятельности.
самостоятельно разрабатывать индивидуальные программы предоставления социальных услуг; социальной поддержки разным категориям населения;
применять навыки социальной работы с различным контингентом лиц, нуждающимся в психологической помощи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг;
навыками анализа обстоятельств жизнедеятельности различных категорий населения; разработки индивидуальных программ социальной поддержки различных категорий населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология социальной работы
1.1. Психологические основы методологии социальной работы Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет психологии социальной работы, ее структура Практические 6 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Предмет психологии социальной работы, ее структура Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
1.4. Рамки профессиональной деятельности в социальной работе. Границы компетентности и социальной ответственности Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.5. История становления психологии социальной работы как науки Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Основные понятия психологии социальной работы Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Основные понятия психологии социальной работы Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
1.8. Социальная работа как процесс решения проблем Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Психология социализации и социальной адаптации. Сущностные характеристики социальной адаптации. Практические 6 4 Л2.1, Л1.1
1.10. Психология социализации и социальной адаптации. Сущностные характеристики социальной адаптации. Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
1.11. Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.12. Психотехнологии диагностики.Психодиагностические опросники в практике социальной работы. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Особенности социально-психологической работы с различными группами населения. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Особенности социально-психологической работы с различными группами населения. Сам. работа 6 14 Л2.1, Л1.1
1.15. Социально-психологическая помощь в практике социальной работы. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.16. Социально-психологическая помощь в практике социальной работы. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.17. Социально-психологическая помощь в практике социальной работы. Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.1
1.18. Профессиональная компетентность в практике социальной работы. Технологии развития профессиональной компетентности социального работника Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.19. Профессиональная компетентность в практике социальной работы. Технологии развития профессиональной компетентности социального работника Сам. работа 6 16 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы

1. Психологические основы социальной работы (объекты, субъекты, задачи, функции социальной работы.
2. Приложение современных психологических теорий к социальной работе (современный структурный подход, диагностический и функциональный подходы, психоаналитический подход, когнитивно-бихевиоральные модели, принципы гуманистической психологии.
3. Основные направления социальной работы с населением.
4. Организация, формы и методы психокоррекции, психотерапии, психологического консультирования в практике социальной работы.
5. Становление социальных служб в России. Нормативно-правовая база социальной работы.
6. Рамки профессиональной деятельности в социальной работе. Нравственные принципы и нормы поведения социального работника.
7. Социальная работа как процесс решения проблем (этапы процесса решения проблем клиента).
8. Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними.
9. Формы и методы социальной работы в семье.
10. Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей (психосоциальная геронтология).
11. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).
12. Дети и молодежь как клиенты социальной работы.
13. Особенности подходов к социальной работе с людьми с зависимостями (психосоциальная помощь алкоголикам и наркоманам).
14. Психосоциальная работа в службах занятости.
15. Психосоциальная помощь лицам БОМЖ.
16. Психосоциальная помощь жертвам природных и техногенных катастроф.
17. Психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения.
18. Психосоциальная работа с хроническими больными.
19. Социально-психологическая помощь в разрешении религиозных, межнациональных конфликтов.
20. Психосоциальная помощь лицам, подвергшимся насилию.
21. Психологическая помощь лицам в местах лишения свободы.
22. Социально-психологические методы коррекции межличностных отношений и разрешение конфликтных ситуаций.
23. .Профессиональная компетентность в практике социальной работы (роли, профессионально важные качества социальных работников).
24. Методы и приемы психосоциального взаимодействия социального работника с клиентами.
25. Методы саморегуляции социального работника (проблемы профессионального выгорания).
26. Методы психологического тренинга, индивидуальной и групповой психотерапии в социальной работе.
27. Организация служб экстренной психологической помощи.
28. Зарубежный опыт психосоциальной работы с населением.


Практические задания
1. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению пожилых людей.
2. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению лиц, подвергшихся насилию.
3. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению лиц с зависимостью.
.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
Перечень тем
1.Оформление теоретической парадигмы социальной работы в 20 веке.
2.Отношение к инвалидам в современном российском обществе.
3.Концепция качества жизни в пожилом и старческом возрасте и ее социально-экономическое обоснование.
4 Наркотики в культурах мира.
5.Социальное сиротство как проблема современного общества и психологический феномен.
6.Система благотворительности в 90-е г.г. 20 века в Российской Федерации.
7.Система учреждений социальной защиты на рубеже 20-21 в.в.
8.Система становления социальной защиты в Европе.
9.Особенности оформления практики социальной работы в Скандинавских странах.
10.Психология взаимоотношений между социальным работником и клиентом.
11.Семейное насилие и его жертвы.
12.Психология социальной работы с детьми и подростками.
13.Социальный работник в системе ювенальной юстиции.
14.Социально-психологическая помощь наркоманам.
15.Социально-психологическая помощь суицидентам.
16.Психология социальной работы с бездомными.
17.Психология социальной работы с осужденными.
18.Методы социальной работы со случаем.
19.Психологические теории и метод решения проблем.
20.Семья как клиент социальной работы.
21.Семья как фактор осложненной социализации.
22.Состояние проблемы сиротства в России/регионе/городе.
23.Причины социального сиротства. Основные факторы риска роста социального сиротства.
24.Одиночество как социальная проблема и возможности социальной работы для ее решения.
25.Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе.
26.Отношение к пожилым в современном российском обществе
27.Методы и технологии социальной работы с молодым поколением.
28.Основные тенденции профессионального самоопределения и занятости молодежи.
29.Отечественный опыт формирования и реализации политики в отношении семьи, детства и молодежи.
30.Индивидуальная работа с клиентом: методология исследования проблемы клиента.
31.Направления профессионального консультирования (индивидуальные формы работы, методы работы с группой.)
32.Проблемы профессионального сгорания в социальной работе.
33.История и эволюция практической социальной работы.
34.Социальная работа и медико-гигиенические, психолого-педагогические проблемы (отечественный и зарубежный опыт.)
35.Кризисная помощь: основные направления, методология.
36.Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании.
37.Психологическая характеристика развития детей в условиях детского дома.
38.Кризисные переживания детей и подростков.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сережко Т.А., Васильченко Т.З., Волобуева Н.М. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э7 Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э8 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э9 Курс в Moodle "Психология социальной работы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- Практическое задание выполняется самостоятельно или в мини-группе, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 настоящего фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться потребностями выбранной категории населения. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 настоящего фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
- Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касается определения потребностей различных категорий населения и разработки программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопрос и задание.