Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | формирование представлений о распространении и особенностях взаимоотношений со средой растений разных экологических групп и их сообществ, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основную терминологию разделов экологии растений и сообществ, стандарты и ГОСТы по оформлению научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; основные методы и подходы экологического анализа, в том числе экспериментальные, стандарты и госты по оформлению научно-технических отчетов, обзоров по литературе, аналитических карт по ареалогии и пояснительных записок к выполненным заданиям. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований; проводить интерпретацию получаемой информации и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований в виде разделов работы или статей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок с использованием сведений по экологии растений и сообществ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экологические факторы и среда обитания. Закономерности воздействия экологических факторов на растения.Основные экологические единицы | ||||||
1.1. | Экологические факторы и среда обитания. Закономерности воздействия экологических факторов на растения. Основные экологические единицы. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Жизненные формы растений | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Экологические факторы и среда обитания | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Отношение растений к влаге | ||||||
2.1. | Вода как экологический фактор.Экологические группы растений по отношению к воде | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Экологические факторы среды. Жизненные формы растений. | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Характерные признаки ксерофитов и гидрофитов | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Экологические группы растений по отношению к увлажнению местообитаний | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Отношение растений к свету | ||||||
3.1. | Свет как экологический фактор. Экологические группы по отношению к свету | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Характерные признаки гелиофитов и сциофитов | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Экологические группы растений по отношению к освещенности местообитаний | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Отношение растений к теплу | ||||||
4.1. | Тепло как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к теплу | Лекции | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Характерные признаки мегатермофитов и гекистотермофитов | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Характерные признаки микротермов и мезотермов | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Отношение растений к почвенным факторам | ||||||
5.1. | Почва как экологический фактор.Экологические группы растений по отношению к почвенным факторам | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Характерные признаки петрофитов и галофитов | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Экологические группы растений по отношению к химическим свойствам почвы | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Биотические и антропогенные факторы | ||||||
6.1. | Биотические и антропогенные факторы среды, влияющие на растения | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Влияние на растения зоогенных, фитогенных и антропогенных факторов | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1 |
6.3. | Антропогенные факторы среды | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 7. Экология растительных сообществ | ||||||
7.1. | Световой, тепловой, режим растительных сообществ | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1 |
7.2. | Влияние растительных сообществ на режим влажности | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1 |
7.3. | Влияние растительных сообществ на почво-грунты | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Елесова Н.В. | Экология растений : | АлтГУ, 2017 | 0321702318 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3546 |
Л1.2 | Прокопьев Е.П. | Экология растений: учебник | ТГУ, 2001 | 37 |
Л1.3 | Прокопьев Е.П. | Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник | ТГУ, 2003 | 19 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. М. Силантьева, Н. В. Елесова | Типологические особенности флор: учеб. пособие : | АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979 |
Л2.2 | Елесова Н.В. | Экология растений: учебное пособие. : Учебное пособие | Барнаул "Алтай-Циклон", 2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | http://elibrary.ru) | ||
Э3 | ЭБС "АлтГУ" | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Библиотека флора и фауна | herba.msu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Экология растений" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS power point, MS Word Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Экология растений и растительных сообществ". Дисциплина "Экология растений и растительных сообществ" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Экология растений и растительных сообществ". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета (или экзамена). При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом (или лабораторном) занятии в письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. |