МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 394
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 394 394 394 394
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 432 432 432 432

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Р.Ю.Волоснов

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать получению студентами знаний о развитии мировой художественной культуры от первобытной эпохи до современности, представлений о формировании мирового культурного пространства и тенденциях развития русской культуры, ее национальном своеобразии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способностью владеть теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
ОПК-1: Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Объект истории культуры и его характеристика. Место истории культуры в системе социальных и гуманитарных наук.
Перечислить основные категории культуры.
Полифункциональность культуры относительно общества и человека. Основные социальные функции культуры. Социальные институты культуры как формы объективации и социализации культурных значений, функций, ценностей, норм в обществе.
и место духовного в системе
Перечислить различие подходов к объяснению культурного развития. Типы и модели культурных изменений.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять состояние современных исследований культуры. Основные аспекты культуры: деятельностно-преобразующий, гносеологический, аксиологический, коммуникативный. Духовность и «прасимволы» культуры.
Оценить соотношение функций культуры и ее институтов.
Оценить различие подходов к объяснению культурного развития. Типы культурных изменений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Оценить историю культуры как специальную теорию, объясняющую духовное состояние, интеллектуальное поведение и деятельность совокупного человека (общества), группы и индивида, направленных на саморегуляцию совместной жизнедеятельности.
Гносеологическим и социологическим подходами к анализу культуры.
Знанием роли средств массовой коммуникации в духовной жизни общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "История культуры"
1.1. Пространство мировой культуры Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Пространство мировой культуры Практические 1 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Пространство мировой культуры Сам. работа 1 48 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Культура первобытности Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Культура первобытности Практические 1 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Культура первобытности Сам. работа 1 48 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Культура древневосточных цивилизаций Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Культура древневосточных цивилизаций Практические 1 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Культура древневосточных цивилизаций Сам. работа 1 48 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Культура античного мира Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Культура античного мира Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Культура античного мира Сам. работа 1 48 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Культура средних веков Лекции 1 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.14. Культура средних веков Практические 1 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.15. Культура средних веков Сам. работа 1 48 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.16. Культура эпохи Возрождения Лекции 1 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.17. Культура эпохи Возрождения Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.18. Культура эпохи Возрождения Сам. работа 1 48 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.19. Культура Нового времени Лекции 1 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.20. Культура Нового времени Сам. работа 1 53 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.21. Культура Новейшего времени Лекции 1 0 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.22. Культура Новейшего времени Сам. работа 1 53 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.23. Культура Нового времени Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.24. Культура Новейшего времени Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.25. Экзамен 1 18 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400
Л1.2 Иконникова С.Н. Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-v-2-ch-chast-1-teoreticheskaya-kulturologiya-427422
Л1.3 Солонин Ю.Н. Культурология: учебник Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/viewer/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF/kulturologiya#page/1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Ф. Горохов Культурология : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-415938
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/
Э2 Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic.edu.ru/
Э3 Культура и искусство http://art-history.ru
Э4 Электронный курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7440
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Ссылка на web-страницу: Энциклопедия Арт-Пси: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psycosmology.ru/art/index.php/
5. Ссылка на web-страницу: Философия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.t5s.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
 Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.