МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа с пожилыми людьми
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа с пожилыми людьми

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний и практических навыков социальной работы с пожилыми людьми, предполагающей социальную помощь и социальное обслуживание с целью улучшения условий их жизнедеятельности посредством развития возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности путем мобилизации собственных ресурсов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2: Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-3: Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологические и социальные особенности пожилого возраста;характер социальных и психологических трудностей, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста, теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми; способы и методы выявления потребностей клиентов, основы межведомственного взаимодействия при поддержке пожилых клиентов, основные технологии социальной работы с пожилыми людьми; систему организации социальной работы с пожилыми людьми на региональном уровне; ресурсы пожилого человека и его ближайшего окружения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать роль и место граждан пожилого возраста в обществе; ориентироваться в основных методах социальной работы с пожилыми гражданами; обоснованно выбрать содержание социальной работы с пожилыми людьми цель которого - расширение возможностей пожилых людей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности; анализировать тенденции развития социальной политики в отношении пожилых людей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа проблем социальной работы с пожилыми людьми; разработки программы организации социальной работы с пожилыми людьми, навыком разработки и реализации технологии ориентированной на активизации собственной позиции клиента в решении проблем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми
1.1. Старость как социальная проблема Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Старость как социальная проблема Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Теории старения и старости Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Теории старения и старости Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Старение населения в Российской Федерации: своеобразие, последствия и прогнозирование Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Старение населения в Российской Федерации: своеобразие, последствия и прогнозирование Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Основы орагнизации социальной работы с пожилыми людьми
2.1. Принципы, формы и правовая основа социальной защиты населения старших возрастов Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Основные направления социальной работы с лицами пожилого возраста, модели социального обслуживания Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Основные направления социальной работы с лицами пожилого возраста, модели социального обслуживания Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Медико–социальная работа с лицами пожилого возраста Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Социально-психологическая и социально-педагогическая работа с лицами пожилого возраста и их семьями Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Социально-психологическая и социально-педагогическая работа с лицами пожилого возраста и их семьями Сам. работа 4 14 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Социальная работа с пожилыми людьми за рубежом Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Социальная работа с пожилыми людьми за рубежом Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Перспективы развития социальной работы с пожилыми людьми Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Субъекты социальной работы с пожилыми людьми на федеральном и региональном уровне Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Перспективы развития социальной работы с пожилыми людьми Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Адаптация общества к демографическому старению.
2. Адаптация пожилых к пенсионному периоду.
3. Изменения органов и систем в процессе старения.
4. Изменения семейных ролей в старости.
5. Изменения социального статуса пожилых.
6. Использование остаточной трудоспособности пенсионеров по возрасту.
7. Кризис пожилого возраста.
8. Определение и факторы социализации и социально-психологической адаптации в старости.
9. Организация групп самопомощи для пожилых людей.
10. Инновационные методы работы с пожилыми людьми.
11. Особенности общения с пожилыми людьми.
12. Особенности переживания тяжелых потерь и горя в старости.
13. Отечественный опыт социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.
14. Пожилой человек как субъект возрастных изменений.
15. Проблемы социализации и социально-психологической адаптации в старости.
16. Профессиональное старение.
17. Психологические барьеры в общении.
18. Семья в поздней жизни и пожилой человек в семье.
19. Социальное партнерство в интересах пожилых людей.
20. Социально-психологические аспекты старения.
21. Социально-психологические проблемы «группы пожилых».
22. Стратегии адаптации к старости.
23. Субъекты социальной работы с пожилыми и престарелыми.
24. Тенденции развития социальных служб работающих с пожилыми и престарелыми.
25. Трудовая деятельность и образование пожилых людей.
26. Феномен одиночества пожилых.
27. Социальное обеспечение престарелых граждан.
28. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста.
29. Обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности
30. Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан
31. Приоритет мер по социальной адаптации.
32. Принцип активизации пожилого человека, как основа решения проблем пожилых
33. Социальные факторы эффективной работы с пожилыми людьми
34. Региональная специфика организации работы с пожилыми людьми
35. Специфика социальной работы с пожилыми людьми в учреждениях стационарного типа
36. Социальное старение.
37. Специфика социальной работы с пожилыми на дому.
38. Уход как технология работы с пожилыми людьми.
39. Методы реабилитационного характера в работе с пожилыми людьми.
40. Образование пожилых людей.
Примерные практические задания:
1. Структурируйте основные дефициты пожилых людей
2. Предложите классификацию ресурсов социальной поддержки пожилых людей
3. Выделите базовые мишени социальной работы с пожилыми людьми
4. Предложите модель инфраструктуры социальной поддержки пожилых людей
5. Аргументируйте необходимость стациоонарозамещающих форм социального обслуживания пожилых людей
6. Разработайте е основные требования к кандидатам в замещающие семьи для пожилых людей.
7. Предложите стратегию продвижения стациоонарозамещающих форм социальной работы для пожилых людей
8. Выделите социально-психологические потребности ближайшего окружения в ситуации социального ухода за пожилыми людьми

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Басов Н.Ф. Социальная геронтология: практикум: Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова,, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275633
Л1.2 Холостова Е.А. Социальная работа с пожилыми людьми: учебник : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=452561&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернявская А.Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста: М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/018DF6AD-A5C9-4572-B7AD-7C393EBBF6EA.
Л2.2 Нагорнова А.Ю. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Юрайт. Электронная библиотека, 2018 https://biblio-online.ru/book/EE688563-91E3-4C7B-95B0-1794A84BFBCE/teoriya-i-tehnologiya-socialnoy-raboty-s-pozhilymi-lyudmi
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал социальной работы. Учебники. [Режим доступа: http://www.soc-work.ru/]
Э2 Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э3 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э4 сайт Федеральной службы госстатистики ttp://www.gks.ru/
Э5 сайт ПЕрвого Московского хосписа www.hospice.ru
Э6 Курс в Moodle "Социальная работа с пожилыми людьми" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2282
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.