Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Агроэкология и рациональное природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Агро-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Сформировать у магистрантов навыки экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных методов и аппаратуры для организации рационального и эффективного природопользования в сельском хозяйстве. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03 |
ПК-2 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры |
ПК-3 | владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы фундаментальных и прикладных разделов специальных экологических дисциплин основы проектирования, экспертно-аналитической деятельности основы научной и производственно-технологической деятельности в области агроэкологии принципы работы лабораторного оборудования, применяемого в агроэкологических исследованиях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания специальных экологических дисциплин использовать современные подходы и методы анализа состояния окружающей среды в сельскохозяйственном производстве объяснять принципы взаимодействия компонентов живых систем (в том числе сельскохозяйственных) на разных уровнях анализировать и оценивать изменение среды обитания под влиянием антропогенных факторов в сельскохозяйственном производстве |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами оценки качества окружающей среды в сельскохозяйственном производстве навыками оценки воздействия антропогенных факторов на живые организмы, в сельскохозяйственном производстве навыками творческого использования экологических знаний для решения региональных агроэкологических проблем физико-химическими методами оценки экологического состояния воздуха, водных объектов и почвы объектов сельскохозяйственного производства |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Устройство лаборатории. Техника безопасности | ||||||
1.1. | Устройство лаборатории. Техника безопасности.Принципы работы вспомогательных приборов в лаборатории | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Составление плана работ. Подбор основного оборудования. Изучение технических паспортов и инструкций по работе с приборами | Сам. работа | 4 | 0 | ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Агроэкологческая оценка земельных и водных ресурсов | ||||||
2.1. | Оценка взаимодействия макро- и микроэлементов в почве и растениях | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.2. | Оценка агроэкологической эффективности противоэрозионных мероприятий | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.3. | Экологическая оценка опасности загрязнения пахотных почв пестицидами | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Расчет недостатка водопотребления сельскохозяйственных культур | Лабораторные | 4 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.5. | Расчет допустимых эрозийных потерь почвы | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Предельно-допустимые концентрации тяжелых металлов в почве | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.7. | Влияние тяжелых металлов на почвенные микроорганизмы | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.8. | Экологические основы рекультивации нарушенных земель | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.9. | Оценка влияния загрязняющих веществ на водные объекты | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Агроэкологические последствия загрязнения атмосферы и экология агропромышленных отходов | ||||||
3.1. | Оценка потерь растениеводческой продукции вследствие загрязнения атмосферы | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выхода навоза и сточных вод от ферменного биогеоценоза | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
3.3. | Санитарно-защитные зоны | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Безотходное производство продукции | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Раздел 4. Оптимизация абиотических и биотических факторов в агропроизводстве | ||||||
4.1. | Экологическая оценка качества продукции | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Оценка продуктивности агроценозов | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
4.3. | Оптимизация природных и сельскохозяйственных угодий в ландшафте | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Определение оптимальной нагрузки пастбищных биогеоценозов | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Экологическая экспертиза и мониторинг в сельскохозяйственном производстве | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.М. Потравный, Е.Н. Петрова, А.Ю. Вега и др. | Экологический аудит: Теория и практика : учебник для студентов вузов | Москва : Юнити-Дана, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446550 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шапиро Я.С. | Агробиология: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений | СПб.: Проспект Науки, 2010 | 5 |
Л2.2 | В.Ф. Вальков, Т.В. Денисова, К.Ш. Казеев и др. | Плодородие почв и сельскохозяйственные растения: экологические аспекты : | : Издательство Южного федерального университета, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Герасименко В.П. | Практикум по агроэкологии: учеб. пособие для с.-х. вузов | СПб.: Лань, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э3 | Информационная система «Фундаментальные оценки состояния экосистем и экологического нормирования» | ecograde.bio.msu.ru | ||
Э4 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э5 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Word, Excel, PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Информационная система «Фундаментальные оценки состояния экосистем и экологического нормирования» http://ecograde.bio.msu.ru/ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Научно-исследовательский практикум по агроэкологии». «Научно-исследовательский практикум по агроэкологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельная работа. В первом разделе курса рассматриваются общие принципы организации и оснащения научно-исследовательских лабораторий, изучаются вспомогательные приборы. Также обсуждаются основные этапы выполнения научно- исследовательских работ на лабораторном оборудовании. Для закрепления материала выполняется практическое задание по составлению плана работ с использованием лабораторного оборудования для решения конкретной научной задачи. Реализация разработанных планов возможна на дальнейших практических занятиях. Во-втором и третьем разделах происходит знакомство со специальными приборами и методиками, применяемыми для различных исследований сельскохозяйственных объектов и воздействия сельскохозяйственного производства на природную среду. Для освоения теоретического материала магистранты готовят рефераты. Для приобретения практических навыков предусмотрены шесть лабораторных работ, выполнение которых запланировано в различных научно- исследовательских лабораториях. Следует обратить внимание на необходимость теоретической подготовки к каждой лабораторной работе, т.к. они касаются различных разделов биологии и экологии и требуют использования знаний приобретенных на других курсах (ботаника, цитология, генетика, молекулярная биология, биохимия, физиология растений, почвоведение, биотехнология, экология). Четвертый раздел посвящен экологической оценке и оптимизации в сельскохозяйственном производстве. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в ходе письменного и устного опроса, подготовки и обсуждения презентаций по темам рефератов, посвященных различным вопросам практической агроэкологии. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |