МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
История культуры России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – создание целостной концепции истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий.
Задачи:
1) формирование у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени.
2) развитие мировоззрения, соединяющего научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал;
3) понимание национальное своеобразие русской культуры и ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об истории русской культуры на протяжении X-XIX столетий. Иметь представление как о целостных культурно-исторических эпохах, так и отдельных, конкретных явлений культуры; о современных проблемах и задачах изучения истории культуры России, роль национальной культуры в формирования гражданской позиции
3.2.Уметь:
3.2.1.знать основные особенности становления и развития отечественной культуры; основные этапы развития культуры России;
содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской культуры в различные исторические эпохи; круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике культурного развития страны на всех исторических этапах;
уметь выявлять взаимосвязь отечественных культурных проблем; проводить содержательные параллели в историко-культурном процессе, находить исторические причины современных проблем культуры; более отчетливо видеть перспективы культурного развития страны;
формировать гражданскую позицию на основе знания основных этапов и закономерностей развития культуры России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками анализа произведений культуры. Владеть навыками анализа явлений культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст;
навыками формирования ценностей, этических ориентиров, целей личного и профессионального развития на основе понимания роли и значения национальной культуры России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и структура культуры
1.1. Понятие, сущность и основные функции культуры. Основные подходы к определению сущности культуры (аксиологический, деятельностный, семиотический). Лекции 5 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Типология культуры Сам. работа 5 16 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Функции национальной культуры, ее роль в формировании гражданской позиции Практические 5 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Христианизация древнерусской культуры
2.1. Христианство на Руси: пути проникновения и первые носители. "Крещение Руси" в свете современных исследований. Взаимовлияние языческой и христианской картины мира Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Художественная культура Руси X - XI вв. Сам. работа 5 16 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Декоративно-прикладное искусство X - XI веков Практические 5 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Культура Руси второй трети XII-конца XV вв.
3.1. Формирование локальных культур русских земель в условиях их политического обособления от Киева; проблема «общего – особенного». Подъем культуры в Северо-Восточной Руси. Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Архитектура Руси XI - XII вв. Практические 5 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Русская культура XV - XVI вв.
4.1. Особенности культуры Росиии в XVI веке. Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Развитие книжной культуры и образования в XV - XVI веках. Сам. работа 5 16 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Русская культура XVII - XVIII вв.
5.1. Секуляризация русской культуры. Факторы, сущность и направления трансформации культуры, ее «переходность» и противоречивость. Проблема перехода от типа средневековой культуры к культуре нового времени. Понятие "просвещенный абсолютизм" Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Русская культура XIX - XX веков
6.1. Формирование школы русского классицизма: проекты В.И. Баженова, "казаковская Москва". Дифференциация жанров в светской живописи. Серебряный век русской культуры и его культурологический смысл. Символизм как миропонимание и художественное творчество Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Общая характеристика русской культуры и ее периодизация Практические 5 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Символизм как миропонимание и художественное творчество Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Менталитет и национальный характер Сам. работа 5 22 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.5. Градостроительный подъем и европеизация русского зодчества. Петербург и новая русская архитектура середины XYIII века Практические 5 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.6. Советская модель тоталитарной культуры. Сюжеты, герои и мифология советской культуры. Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов Сам. работа 5 20 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.7. Первый русский театр и его судьба Сам. работа 5 22 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.8. Кризис классической парадигмы в художественном творчестве в 1860-е гг. "Бунт" против академического классицизма и принципы новой демократической культуры "передвижничества" Сам. работа 5 20 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.9. Советская модель тоталитарной культуры. Сюжеты, герои и мифология советской культуры. Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов Сам. работа 5 21 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.10. Альтернативные тенденции и явления новой культуры постсоветской России Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.11. Экзамен по дисциплине Экзамен 5 27 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов В. В. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Культура РФ.Портал www.culture.ru
Э2 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к экзамену, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.