МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.; старший преподаватель, Бородич Д.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г. №8

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Срок действия программы: 2014-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представлений о безнадзорности, беспризорности и правонарушениях несовершеннолетних как социальных проблемах современности; формирование знаний о правовых источниках социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками; овладение содержанием и технологиями социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие у будущих специалистов аналитических, организаторских, коммуникативных компетенций в процессе реализации профессиональной деятельности с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи
ПК-7 способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность социальных феноменов беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, факторы риска, генезис и факторы риска беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, принципы и мишени социальной профилактики
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять признаки безнадзорности у детей, аргументированно использовать технологии социальной профилактики обстоятельств, обусловивших безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки направлений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и правовые основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенолетних беспризорности
1.1. Безнадзорность и беспризорность как социальные проблемы современности Сам. работа 3 14 ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Правовое обеспечение социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в России и Алтайском крае Практические 3 2 ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Правовое обеспечение социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в России и Алтайском крае Сам. работа 3 16 ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Система социальной профилактики безнадзорности и беспризорности Практические 3 2 ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Система социальной профилактики безнадзорности и беспризорности Сам. работа 3 20 ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Методические основы социальной профилактики безнадзорности и правовнарушений несовершеннолетних
2.1. Направления социальной профилактики безнадзорности и беспризорности Лекции 3 2 ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Направления социальной профилактики безнадзорности и беспризорности Сам. работа 3 18 ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Технологии социальной профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Лекции 3 2 ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Технологии социальной профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Практические 3 4 ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Технологии социальной профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Сам. работа 3 19 ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.6. Подготовка к экзамену Экзамен 3 9 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Социальная профилактика безнадзорности и беспризорности на муниципальном уровне.
2. Организация социальной работы в отделениях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждений социального обслуживания.
3. Социальное партнерство в социальной профилактике безнадзорности и беспризорности.
4. Организация социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в сфере образования.
5. Организация социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в сфере социального обслуживания.
6. Организация социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в правоохранительных органах.
7. Социальное проектирование профилактики безнадзоности и беспризорности.
8. Социальная диагностика безнадзорности и беспризорности.
9. Технологии оказания социально-правовой помощи семье в трудной жизненной ситуации.
10. Технологии уличной социальной работы.
11. Организация индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками по месту жительства.
12. Социальный патронаж семьи.
13. Управление досугом подростков: цели и задачи
14. Организация социальной работы с замещающей семьей: сущность, особенности организации
15. Социальная профилактика безнадзорности и беспризорности за рубежом (страна на выбор).
16. Социальная профилактика безнадзорности и беспризорности в Алтайском крае.
17. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних как социальные проблемы современности
18. Нормативно - правовые документы по обеспечению социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России и Алтайском крае
19. Технологии социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
20. Направления социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
21. Технология социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: низкопороговый клуб
22. Технология социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: высокопороговый клуб
23. Технология социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних группа взаимопомощи
24. Технология социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: служба примирения
25. Технология социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: досудебное сопровождение
26. Технология социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: оценка риска
27. Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для учреждения социального обслуживания населения в центр социальной помощи семье и детям
28. Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для учреждения социального обслуживания населения в социальном приюте
29. Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для учреждения социального обслуживания населения в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
30. Полномочия субъектов системы профилактик безнадзорности несовершеннолетних: федеральный уровень
31. Полномочия субъектов системы профилактик безнадзорности несовершеннолетних: региональном уровне
32. Полномочия субъектов системы профилактик безнадзорности несовершеннолетних: муниципальном уровне
33. Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для учреждения социального обслуживания населения в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: социальная гостиница
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие: Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Воробьева С.В. - под ред., Мазниченко М.А СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018., biblio-online.ru
Л2.3 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/]
Э2 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/]
Э3 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.aksp.ru]
Э4 Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.fond-detyam.ru/]
Э5 Национальный благотворительный фонд. Официальный сайт [Режим доступа: http://nbfond.ru/]
Э6 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.nfpcc.ru/]
Э7 курс в Moodle «Cоциальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.