МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственного права Китая в конце ХХ - начале XXI вв.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 12 18 12
Практические 24 26 24 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История государственного права Китая в конце ХХ - начале XXI вв.

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., дпрофессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., дпрофессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - сформировать у учащихся представление о функционировании государственной системы Китая как на центральном, так и на местном уровне
Задачи курса: познакомить бакалавров с основными идеями строительства и развития Китайской Народной Республики; дать характеристику современному китайскому государству, проанализировать Конституцию КНР 1982 г. и последующие ее изменения, и иные законы об управлении различных административных органов разного уровня, проанализировать деятельность центральных (ВСНП, Госсовет, Председатель КНР, ЦВС) и региональных властей, уделить внимание механизму влияния партийных органов и государства на социальное, политическое, экономическое развитие.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-4 Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Конституцию КНР 1982 г. и последующие ее изменения, Основные положения, законы об управлении различных административных единиц.
Специфику государственной системы КНР и ее роль в формировании социальной, политической, экономической политики.
Структуру управления в центре и на местах. Особенности представительства на местах.

3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать законы и иные нормативные акты.
анализировать структуру управления в центре, в провинциях и округах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами при сопоставлении нормативных актов разного уровня.
поиска в китайском сегменте интернета (китнете) информации о деятельности государственных и общественных структур.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1. Цели и задачи дисциплины. Государственное и конституционное право. Понятие государства в Китае. Характеристика государственной системы. Влияние экономики на государственный строй Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Подходы к изучению государственной системы КНР Сам. работа 5 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Конституция КНР 1982 г.
2.1. История конституционного права КНР. Основные законы ОАР (Сяоган и Аомэнь). Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Сравнительный анализ Конституций КНР (1954, 1975, 1978, 1982): преамбула и общие положения. Практические 5 6 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Конституция 1982 г. и ее изменения. Характеристика 5 измений. Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Внутрення и внешняя критика конституции 1982г. Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Центарльные органы власти
3.1. ВСНП, ПК ВСНП и его структура. Депутатский корпус КНР. Ежегодные съезды ВСНП и механизм взаимодействия с ПК. Особенности принятия решений в КНР. Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Избирательное право КНР. Практические 5 6 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Правительство КНР. Место Госсовета в государственной системе. Динамика развития госсовета в пореформенный период. Министерства, особые комитеты, комитеты, подчиненные структуры и бюджетные организации. Глава правительства и его аппарат. Функции госсовета. Экономическая политика Лекции 5 0 ОПК-4 Л2.2, Л1.1
3.4. Анализ доклада правительства КНР. Практические 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1
3.5. Закон о государственной службе. Табель о рангах КНР. Права и обязанности госслужащих. Государственная и партийная служба: принципы взаимодейтсвия. Лекции 5 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1
3.6. Анализ законов, регулирующих деятельность Госсовета, Народно-политического консультативного совета, ВСНП, председателя КНР. Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Провинциальная власть
4.1. Административно-территориальное деление КНР. Провинция как основная единица управления в Китае. Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Провинциальные СНП, их стуктура. Депутатский корпус и группы интересов. ПК СНП. Политическая структура регионов и особенности принятия решений. Демократический централизм. Роль провинкомов в системе местной власти. Практические 5 6 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Провинциальные правительства. Структура, функционал, кадровое обеспечение. Практические 5 6 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.4. Поиск материалов и анализ управления системы управления на местах Сам. работа 5 23 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Полный перечень практических заданий представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=396
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Роль конституции в современных государствах.
2. Правовой статус депутатов ВСНП.
3. Особенности верховной власти в КНР.
4. Территориально-административное деление КНР: законодательство и неформальные единицы.
5. Роль Дэн Сяопина в становлении современного государства.
6. Особенности преемственности власти в КНР.
7. Общественная власть в КНР: единый фронт.
8. Место КПК в государстве КНР.
9. Основные тенденции развития ЦВС в 80-е – 90-е годы ХХ в.
10. Группы интересов в КНР.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прудников М.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ 9-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бойко Н. С., Иглин А. В., Чуканов И. А. ; Отв. ред. Иглин А. В. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сафонов В.Е., Миряшева Е.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.2 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Попова А.В., Абрамова М.Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ВСНП www.npc.gov.cn
Э2 Сайт НПКС www.cppcc.gov.cn
Э3 Законы КНР, законодательство и право Китая law.uglc.ru
Э4 Законы КНР, законодательство и право Китая www.sinolink.ru
Э5 Сайт правительства КНР www.gov.cn
Э6 Институт Дальнего Востока РАН www.ifes-ras.ru
Э7 Генеральная прокуратура КНР www.spp.gov.cn
Э8 Учебная дисциплина "История государственного права Китая в конце ХХ - начале XXI вв." в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Сайт главного управления статистики Китая (http://www.stats.gov.cn)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.