МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Публичная речь

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Публичная речь

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у учащихся навыков публичного выступления с привлечением ораторских приемов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-11 способностью строить свое речевое и не речевое поведение адекватно социокультурной специфике страны изучаемого языка на иностранном языке и на родном языке
ПК-25 владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы логично и аргументировано строить свое речевое поведение в различных ситуациях общения;
приемы участия в научных дискуссиях и стратегии поведения при демонстрации результатов проведенного исследования

3.2.Уметь:
3.2.1.строить грамотное связное высказывание в устной и письменной форме;
использовать информационные ресурсы и информационно-коммуникативные технологии для презентации результатов научного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения устных и письменных высказываний;
методами и приемами практической работы в области эффективной и результативной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Риторика как наука
1.1. Традиции и новаторство в риторике Лекции 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Риторика в Древней Греции и Древнем Риме Сам. работа 3 6 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Риторика в Древней Греции и Древнем Риме Практические 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Античный риторический канон. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Сам. работа 3 6 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Античный риторический канон. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Практические 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. История риторики и ее теории Лекции 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. История русской риторики Лекции 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Развитие риторических традиций в России Сам. работа 3 10 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Развитие риторических традиций в России Практические 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Культура ведения полемики Лекции 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Основы мастерства беседы и спора Сам. работа 3 6 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Основы мастерства беседы и спора Практические 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Коммуникативные технологии в риторике
2.1. Убеждающие выступления Сам. работа 3 10 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Убеждающие выступления Практические 3 4 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Публичная речь в деловом общении Лекции 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Деловая беседа Сам. работа 3 4 ОПК-11 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Деловая беседа Практические 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Дебаты Сам. работа 3 4 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Дебаты Практические 3 2 ОПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ивин, А. А. Риторика: учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/508937CF-32AF-4260-9CDB-D0993E99CDE7
Л1.2 Зверев, С. Э. Риторика : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CDACDD6D-BBE6-4031-B028-717DF7BC910A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ипполитова Н. А. Риторика: учебник М.: Проспект, 2009
Л2.2 Козырев В.А., Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. современная языковая ситуация: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт учителя-словесника Е.Е.Фроловой sites.google.com
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Публичная речь» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических занятий. Тематическое занятие включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов практического занятия, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть.
Самые общие, распространенные правила подготовки к практическому занятию требуют от студента: изучить рекомендованные источники; сделать краткие выписки; продумать ответы по вопросам темы данного семинарского занятия; быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие; при необходимости следует подготовить информационное сообщение. Работа в ходе проведения занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Темы докладов указаны в плане занятия. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии.