МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религиоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева;преподаватель , Н.С. Дворянчикова;к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Религиоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.явлется занкомство с развитием елигиозных систем, а также теоретическом формрование религиоведческого знания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
ПК-9 Способностью использовать специальные знания, полученнные в рамках напрвленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные категории религиоведения, как научной дисциплины. Историю формирования и развития различных религиозных систем; о религиозной ситуации в России.Современные принципы организации научно-исследовательской деятельности.Понятийный и терминологический аппарат в области религиоведения; современные правовые основы конфессиональной политики РФ.
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в типологии религиозных форм и религиозных организаций; анализировать социокультурные различия религиозных групп, опираясь на знание этапов исторического развития религиозных и этических учений.Умеет самостоятельно выбирать методологию научного исследования и применять ее на практике в профессиональной деятельности. Определять и ранжировать информацию, требуемую для решения поставленной задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы в этноконфессиональной среде толерантно воспринимая социальные, этнические и культурные различия; навыками толерантного отношения к религиозному инакомыслию.Опыт самостоятельного планирования и проведения научного исследования, формулировать выводы и делать рекомендации по теме исследования.Способность и готовность применять навыки социального и профессиональное взаимодействие с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия как культурно-исторический феномен
1.1. Формирование религиоведения как научной дисциплины Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
1.2. Структура религии и подходы к ее определению Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
1.3. Функционирование религии в обществе Практические 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
1.4. Мифологическое сознание Сам. работа 1 5 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
1.5. Первобытные формы религии Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Религии Древнего мира
2.1. Политеизм Древнего Египта Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.2. Политеизм Древнего Египта Практические 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.3. Междуречье как источник этнических религий древних народов Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.4. Междуречье как источник этнических религий древних народов Практические 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.5. Религиозные представления Древней Греции Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.6. Религиозные представления Древней Греции Практические 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.7. Религиозные представления в Древнем Риме Практические 1 4 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Национальные религии народов мира
3.1. Религиозные традиции Индии: джайнизм и сикхизм Практические 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.2. Религиозные традиции Индии: джайнизм и сикхизм Сам. работа 1 8 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.3. История развития религиозных представлений в Японии Практические 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.4. История развития религиозных представлений в Японии Сам. работа 1 6 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.5. Индуизм Практические 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.6. Развитие альтернативных религиозных течений в Индии: джайнизм Сам. работа 1 4 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.7. Эволюция религиозных верований на территории доисламского Ирана Сам. работа 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Мировые религии
4.1. Буддизм Практические 1 4 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
4.2. Ислам Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
4.3. Ислам как мировая религия Сам. работа 1 4 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
4.4. Христианство Лекции 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
4.5. Христианство Сам. работа 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Религия в современной России и нетрадиционные культы
5.1. Религия в современной России Сам. работа 1 6 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
5.2. Современные нетрадиционные культы Практические 1 2 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2
5.3. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия Сам. работа 1 4 УК-5, ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных

средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аникин Д. А. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гуревич П. С. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Красников А. Н. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90.
Л1.5 А. Н. Красников, Л. М. Гаврилина, Е. С. Элбакян. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт,, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8.
Л2.2 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.3 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.4 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.5 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Яблоков И.Н. История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии Древнего мира : учебник для академического бакалавриата / : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проект Академическое религиоведение religiousstudies.in
Э2 Проект Академическое религиоведение religiousstudies.in
Э3 Курс в Moodle "Религиоведение" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Религиоведение" включает лекционные и практические занятия, в рамках которых студент знакомится с теорией религиоведческой науки, а также с развитием различных религиозных форм. Лекционные занятия рассчитаны на получение студентом теоретических знаний о развитии религиоведческой науки. В рамках лекционных занятий студент учится вести конспект, вычленять основные понятия и критерии религиоведческой науки. Лекции формируют у учащегося теоретическую подготовку в области религиоведческой проблематике.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материалов по интересуемой теме. На практических занятиях студент должен выступить с сообщением в рамках предложенных вопросов, а также дополнять своих одногруппников и вступать в научную дискуссию оперируя знаниями полученными при изучении подложенной литературы.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. В рамках самостоятельной работы изучаются дополнительные темы, которые направленны на более углубленное изучение курса. Знания полученные студентом в рамках самостоятельной работы студента проверяются преподавателем на практическом занятии, а также во время зачета