Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Профиль | Национальная политика, межрегиональное и международное сотрудничество |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 41 | 41 | 41 | 41 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | явлется занкомство с развитием елигиозных систем, а также теоретическом формрование религиоведческого знания |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ПК-7 | Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки |
ПК-9 | Способностью использовать специальные знания, полученнные в рамках напрвленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные категории религиоведения, как научной дисциплины. Историю формирования и развития различных религиозных систем; о религиозной ситуации в России.Современные принципы организации научно-исследовательской деятельности.Понятийный и терминологический аппарат в области религиоведения; современные правовые основы конфессиональной политики РФ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Ориентироваться в типологии религиозных форм и религиозных организаций; анализировать социокультурные различия религиозных групп, опираясь на знание этапов исторического развития религиозных и этических учений.Умеет самостоятельно выбирать методологию научного исследования и применять ее на практике в профессиональной деятельности. Определять и ранжировать информацию, требуемую для решения поставленной задачи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками работы в этноконфессиональной среде толерантно воспринимая социальные, этнические и культурные различия; навыками толерантного отношения к религиозному инакомыслию.Опыт самостоятельного планирования и проведения научного исследования, формулировать выводы и делать рекомендации по теме исследования.Способность и готовность применять навыки социального и профессиональное взаимодействие с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Религия как культурно-исторический феномен | ||||||
1.1. | Формирование религиоведения как научной дисциплины | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Структура религии и подходы к ее определению | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Функционирование религии в обществе | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Мифологическое сознание | Сам. работа | 1 | 5 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Первобытные формы религии | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Религии Древнего мира | ||||||
2.1. | Политеизм Древнего Египта | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Политеизм Древнего Египта | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Междуречье как источник этнических религий древних народов | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Междуречье как источник этнических религий древних народов | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Религиозные представления Древней Греции | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Религиозные представления Древней Греции | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Религиозные представления в Древнем Риме | Практические | 1 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Национальные религии народов мира | ||||||
3.1. | Религиозные традиции Индии: джайнизм и сикхизм | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Религиозные традиции Индии: джайнизм и сикхизм | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | История развития религиозных представлений в Японии | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | История развития религиозных представлений в Японии | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Индуизм | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Развитие альтернативных религиозных течений в Индии: джайнизм | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Эволюция религиозных верований на территории доисламского Ирана | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Мировые религии | ||||||
4.1. | Буддизм | Практические | 1 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Ислам | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Ислам как мировая религия | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Христианство | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Христианство | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Религия в современной России и нетрадиционные культы | ||||||
5.1. | Религия в современной России | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Современные нетрадиционные культы | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Надконфессиональная синкретическая религиозная философия | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, ПК-7, ПК-9 | Л2.2, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Аникин Д. А. | РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Гуревич П. С. | РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Красников А. Н. | Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90. |
Л1.5 | А. Н. Красников, Л. М. Гаврилина, Е. С. Элбакян. | Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : | М. : Издательство Юрайт,, 2018 | www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | отв. ред. И. Н. Яблоков | История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8. |
Л2.2 | Дмитриев В.В. | Религиоведение: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2016 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Аникин Д.А. | Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369 |
Л2.5 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.6 | Яблоков И.Н. | История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии Древнего мира : учебник для академического бакалавриата / : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Проект Академическое религиоведение | religiousstudies.in | ||
Э2 | Проект Академическое религиоведение | religiousstudies.in | ||
Э3 | Курс в Moodle "Религиоведение" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс "Религиоведение" включает лекционные и практические занятия, в рамках которых студент знакомится с теорией религиоведческой науки, а также с развитием различных религиозных форм. Лекционные занятия рассчитаны на получение студентом теоретических знаний о развитии религиоведческой науки. В рамках лекционных занятий студент учится вести конспект, вычленять основные понятия и критерии религиоведческой науки. Лекции формируют у учащегося теоретическую подготовку в области религиоведческой проблематике. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материалов по интересуемой теме. На практических занятиях студент должен выступить с сообщением в рамках предложенных вопросов, а также дополнять своих одногруппников и вступать в научную дискуссию оперируя знаниями полученными при изучении подложенной литературы. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. В рамках самостоятельной работы изучаются дополнительные темы, которые направленны на более углубленное изучение курса. Знания полученные студентом в рамках самостоятельной работы студента проверяются преподавателем на практическом занятии, а также во время зачета |