МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История дипломатии и процесс формирования внешней политики Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История дипломатии и процесс формирования внешней политики Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - состоит в характеристике основных принципов формирования внешней политики, форм и методов организации дипломатической службы и дипломатической практики, их своеобразие на примере изучаемого региона.
Задачи курса:
- добиться глубокого понимания студентами основных положений теории дипломатии и свободного владения ее категориями и понятиями;
- привить им навыки подготовки и реализации всех основных форм и видов дипломатических контактов;
- приучить студентов к соблюдению норм и правил поведения дипломата в дипломатическом корпусе;
- начать работу по освоению ими навыков и умения написания основных дипломатических документов;
- ознакомить студентов с современными нормами дипломатического протокола и этикета;
- помочь студентам овладеть современными методами поиска и нахождения информации по проблемам дипломатии и международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-6 Способность участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления работы в загранпредставительствах
содержание нормативно-правовых документов, регулирующих эту сферу международной деятельности
учебно-методические рекомендации по проведению занятий
3.2.Уметь:
3.2.1.
осуществлять анализ внешней политики КНР и РФ с точки зрения категорий: национальный интерес, внешнеполитический ресурс, цели, задачи; составлять сценарии протокольного обеспечения международных встреч.
работать в команде, коллективно вырабатывать и принимать решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками составления разных типов документов дипломатической службы, нормами дипломатического этикета и протокола
правилами нормами поведения в ходе официальной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть.
1.1. Дипломатия как наука и искусство. Источники дипломатического права. Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений.
2.1. Конституционные органы внешних сношений КНР и РФ. МИД КНР и РФ: структура и функции. Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Подготовка к терминологическим контрольным работам Сам. работа 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Дипломатические представительства за рубежом
3.1. Классы глав загранпредставительств. Открытие загранпредставительства Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Постоянные представительства при международных организациях Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Иммунитеты и привилегии дипломатической службы Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Работа в МУДЛ. Решение задач по теме "дипломатические иммунитеты" Сам. работа 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Информационно аналитическая работа в посольстве
4.1. Требования к внешнеполитической информации. Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Источники информации. Дипломатические контакты и беседы. Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Виды внутриведомственной переписки. Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Работа в МУДЛ.Составление документов внутриведомственной переписки. Сам. работа 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Дипломатическая переписка
5.1. Содержание и основные формы дипломатической переписки Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Международные переговоры
6.1. Цели международных переговоров, их типы и формы.Подготовка международных переговоров. Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Переговорная стратегия и тактика. Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Конспектирование статей Сам. работа 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Дипломатический протокол
7.1. Понятие дипломатического протокола. Основные протокольные правила организации межгосударственных визитов Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Организация межгосударственных визитов. Дипломатические приемы. Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Составление плана рассадки гостей приема Сам. работа 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Экономическая и культурная дипломатия
8.1. Экономическая дипломатия. Культурная дипломатия. Практические 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Конспектирование статей Сам. работа 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 9. Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений
9.1. Категории «Национальный интерес» и «внешнеполитический ресурс» Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
9.2. Подготовка к терминологическим контрольным работам Сам. работа 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
9.3. Теоретические подходы к процессу принятия решений Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
9.4. Процесс разработки и принятия внешнеполитических решений в США и РФ Лекции 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.5. Государственные и партийные органы в процессе принятия внешнеполитических решений в КНР Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.6. Подготовка к терминологическим контрольным работам. Сам. работа 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 10. Теоретическое обоснование внешней политики
10.1. Эволюция внешнеполитических доктрин КНР (80-е гг. XX – начало XXI в. Практические 7 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
10.2. Подготовка к семинарским занятиям Сам. работа 7 23 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Предмет курса. Понятие дипломатии.
Международное право и дипломатия. Источники дипломатического права
Конституционные и конвенционные органы внешних сношений
Роль МИД РФ и КНР в системе внешнеполитической деятельности.
Классификация дипломатических представительств, дипломатический корпус, дуайен.
Назначение посла, агреман, верительные и отзывные грамоты.
Персонал посольства. Аккредитация дипломатического персонала.
Постоянные представительства при международных организациях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Задание по теме «Иммунитеты и привилегии дипломатической службы». Решить письменно задачи № 4-5 // Дипломатическая и консульская деятельность / АГУ. Ист. фак. Каф. всеобщей истории междунар. отношений; [сост. Е. С. Аничкин, М. Ю. Королев].- Барнаул, 2001.
2.Подготовить письменно на выбор преподавателя один из видов информационно-аналитических документов:
- политический портрет
- обзор печати
- информация

3. Подготовка к терминологическому диктанту по темам 1-6
4. Контрольная работа на тему «Структура государственных и партийных органов КНР» по теме 8.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Терминологический диктант:
Агреман
Аккредитация
Дуайен
Дипломатический корпус
Верительная грамота
Ратификация
Нунций
Персона Грата
Персона нон грата
Атташе
Дипломатический иммунитет
Дипломатические привилегии
Вербальная нота
Жур фикс
Экзекватура
Примеры практических занятий
Тема 2.
Конституционные органы внешних сношений
1. Конституционные органы внешних сношений РФ и КНР (анализ полномочий согласно Конституциям)
2. Министерство иностранных дел: структура и функции (на примере РФ и КНР)
Литература:
1. Конституция РФ 1992 г.
2. Конституция КНР 1982 г. с поправками.
3. Положение о Министерстве иностранных дел РФ (в ред. Указа Президента РФ от 19.10.2005 N 1218) // http://www.mid.ru/nsite-sv.nsf/
4. Дипломатическая служба. М., 2002.
5. Дипломатия иностранных государств: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Зоновой; МГИМО(У). М., 2004.
6. Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. М., 2000.
Тема 3
Дипломатические иммунитеты и привилегии
1. Иммунитеты персонала посольства
2. Иммунитеты здания дипломатического представительства и транспортных средств
3. Правовой статус дипломатической почты
Литература и источники:
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
2. Дипломатическая служба. М., 2002.
3. Дипломатическая и консульская деятельность / АГУ. Ист. фак. Каф. Всеобщей истории междунар. Отношений; [сост. Е. С. Аничкин, М. Ю. Королев].- Барнаул, 2001.

Дипломатическое представительство.

1. Классы глав дипломатических представительств.
2. Основные элементы структуры Посольства.
3. Направления работы посольства.
4. Функции дуайена и дипломатического корпуса

Источники и литература:
1. Виноградов В.М. Дипломатия: люди и события : Из записок посла. М., 1998..
2. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.
3. Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Под ред. Воробьева В.П. Консульская служба Российской Федерации. М., 2001.
4. Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. М., 2000.
5. Раков Ю.А. Дипломатическая и консульская служба. СПб., 2003.
6. Дипломатическая служба. М., 2002.

Тема 4
Информационно-аналитическая документация
1. Документы внутриведомственной переписки
2. Межгосударственные дипломатические документы: виды и правила оформления
Литература:
1. Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. М., 2000.
2. Дипломатическая служба. М., 2002.
3. Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. М.: МГИМО, 1996.
Примеры самостоятельных работ
1. Составьте на выбор преподавателя следующие документы:
- политический портрет Си Цзиньпина (Ли Кэцяна) (студенты с фамилиями А-М)
- обзор печати / информация (тема - XVIII съезд КПК) (студенты с фамилиями Н-Я)
- вербальная нота (студенты с фамилиями с А - М)
- личная нота (студенты с фамилиями Н-Я)
2. Примеры тестовых заданий
1. к документам внутриведомственной переписки относятся
Выберите один или несколько ответов:
a. отзывная грамота
b. справка
c. политическое письмо
d. памятная записка

2. Какие документы относятся к документам межгосударственной переписки
Выберите один или несколько ответов:
a. верительная грамота
b. политический портрет
c. аналитическая записка
d. меморандум
e. вербальная нота
Оценочные средства и критерии оценивания размещены в Электронном учебно-методическом комплексе дисциплины по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1210#section-0


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. С. Малышева ; АлтГУ Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 1: Ресурсы внешней политики РФ): учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Михайлова К. Ю., Трухачев А. В. Международные деловые переговоры: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Агрус, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
Э3 ЭУМКД по адресу [http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1210]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
http://www.mid.ru – Министерство иностранных дел РФ
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Электронно-методический комплекс дисциплины URL:https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1210

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. На практические (семинарские) занятия выносятся отдельные темы дисциплины. Подготовка к семинарам предполагает обязательное ознакомление с рекомендованными к теме семинара литературой и источниками.Темы семинаров выставлены в Электронном учебно-методическом комплексе дисциплины (ЭУМКД) по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1210
2. Все виды самостоятельных контрольных заданий, кроме терминологического диктанта, выставлены в ЭУМКД. Контроль за выполнением самостоятельной работы будет осуществляться через систему МУДЛ. Для подготовки к терминологической контрольной работе необходимо посмотреть значение специальных терминов, которые упоминаются в лекциях и на семинарах. Значение слов можно посмотреть по справочным изданиям,либо использовать глоссарий в ЭУМКД.