Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 68 | 68 | 68 | 68 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | является формирование знаний об истории и современном этапе развития религиозной аксиологии, об основных ее направлениях, о наиболее важных аксиологических концепциях, о месте аксиологии в системе религиозного знания. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.02 |
ОПК-2 | способностью использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике |
ПК-4 | способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы религиозной аксиологии: объект, предмет, специфику и классификации религиозно-аксиологического знания; проблемы взаимосвязи философии науки и религии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | раскрывать специфику и сущность аксиологии религии; анализировать философские научные и религиоведческие тексты и выделять их специфику; оценивать качество научно-исследовательской работы в области религиозной аксиологии; использовать фундаментальные знания философской методологии и основных концепций философии в сфере профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования религиоведческих знаний и методов религиоведческого исследования на практике; навыками преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основания религиозной аксиологии | ||||||
1.1. | Основные понятия религиозной аксиологии. Разнообразие этических и аксиологических религиозных теорий | Лекции | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Сущность религиозно-этических категорий. Историческая изменчивость содержания категорий аксиологии и их нормативно-оценочная роль | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Сущность религиозно-этических категорий. Историческая изменчивость содержания категорий аксиологии и их нормативно-оценочная роль | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Происхождение аксиологии. Место и роль религиозной аксиологии в общественном сознании и поведении | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Происхождение аксиологии. Место и роль религиозной аксиологии в общественном сознании и поведении | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Язык религиозной аксиологии | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Система религиозных- ценностей | ||||||
2.1. | Категории «благо», «добро» и «зло» как основные религиозно-этические категории Справедливость как нравственная ценность в религиозной аксиологии | Лекции | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Категории «благо», «добро» и «зло» как основные религиозно-этические категории Справедливость как нравственная ценность в религиозной аксиологии | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Категории «благо», «добро» и «зло» как основные религиозно-этические категории Справедливость как нравственная ценность в религиозной аксиологии | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Уважение как религиозно-этическая ценность | Лекции | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Проблема свободы религиозной этике. Понятие морального выбора Проблема ответственности и долга в религиозной этике | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Проблема свободы религиозной этике. Понятие морального выбора Проблема ответственности и долга в религиозной этике | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Проблема совести в религиозной этике | Лекции | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Вера: нравственный потенциал и нравственная проблема религиозной этики | Практические | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Вера: нравственный потенциал и нравственная проблема религиозной этики | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Бескорыстие и этика заботы как религиозно- нравственная ценность Этика любви. Нравственно-религиозная концепция любви | Лекции | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.11. | Бескорыстие и этика заботы как религиозно- нравственная ценность Этика любви. Нравственно-религиозная концепция любви | Практические | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.12. | Бескорыстие и этика заботы как религиозно- нравственная ценность Этика любви. Нравственно-религиозная концепция любви | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.13. | Нравственная воля: попытка религиозно- этического анализа | Лекции | 7 | 3 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.14. | Нравственная воля: попытка религиозно- этического анализа | Практические | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.15. | Нравственная воля: попытка религиозно- этического анализа | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.16. | Религиозно-нравственные ценности: смысл жизни, честь, достоинство, дружба Этика счастья Этический перфекционизм | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.17. | Религиозно-нравственные ценности: смысл жизни, честь, достоинство, дружба Этика счастья Этический перфекционизм | Практические | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.18. | Религиозно-нравственные ценности: смысл жизни, честь, достоинство, дружба Этика счастья Этический перфекционизм | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.19. | Религиозная аксиологии и ее взаимодействие с другими сферами общества | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.20. | Религиозная аксиологии и ее взаимодействие с другими сферами общества | Практические | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
2.21. | Религиозная аксиологии и ее взаимодействие с другими сферами общества | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ивин А. А. | Аксиология : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин. — 2-е изд., испр. и доп.: | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Красников А. Н. | Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90. |
Л1.3 | Д. В. Пивоваров | Философия религии. Праксеология религии : учебное пособие для академического бакалавриата: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/E8539E73-7F6A-400B-9FB4-FBE73876033A. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гриненко Г.В. | История философии: Учебник для бакалавров | М : Издательство Юрайт, 2012 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Пивоваров Д. В. | Онтология религии : основные понятия и принципы: | Санкт-Петербург: Алетейя, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс "Религиозная аксиология" включает лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу. Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материалов по интересуемой теме. На практических занятиях студент должен выступить с сообщением в рамках предложенных вопросов, а также дополнять своих одногруппников и вступать в научную дискуссию оперируя заниями полученными при изучении педложенной литературы.Цель практических занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную, научную литературу. Вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Выступление на практическом занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Самостоятельная работа предполагает подготовку студентов к практическим занятиям, а так же к тестированию. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. |