МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религиозная аксиология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Религиозная аксиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование знаний об истории и современном этапе развития религиозной аксиологии, об основных ее
направлениях, о наиболее важных аксиологических концепциях, о месте аксиологии в
системе религиозного знания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике
ПК-4: способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы религиозной аксиологии: объект, предмет, специфику и классификации религиозно-аксиологического знания; проблемы взаимосвязи философии науки и религии.
3.2.Уметь:
3.2.1.раскрывать специфику и сущность аксиологии религии; анализировать философские научные и религиоведческие тексты и выделять их специфику; оценивать качество научно-исследовательской работы в области религиозной аксиологии; использовать фундаментальные знания философской методологии и основных концепций философии в сфере профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования религиоведческих знаний и методов религиоведческого исследования на практике; навыками преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основания религиозной аксиологии
1.1. Основные понятия религиозной аксиологии. Разнообразие этических и аксиологических религиозных теорий Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Сущность религиозно-этических категорий. Историческая изменчивость содержания категорий аксиологии и их нормативно-оценочная роль Практические 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Сущность религиозно-этических категорий. Историческая изменчивость содержания категорий аксиологии и их нормативно-оценочная роль Сам. работа 7 10 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Происхождение аксиологии. Место и роль религиозной аксиологии в общественном сознании и поведении Сам. работа 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Происхождение аксиологии. Место и роль религиозной аксиологии в общественном сознании и поведении Практические 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Язык религиозной аксиологии Сам. работа 7 8 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Раздел 2. Система религиозных- ценностей
2.1. Категории «благо», «добро» и «зло» как основные религиозно-этические категории Справедливость как нравственная ценность в религиозной аксиологии Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Категории «благо», «добро» и «зло» как основные религиозно-этические категории Справедливость как нравственная ценность в религиозной аксиологии Практические 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Категории «благо», «добро» и «зло» как основные религиозно-этические категории Справедливость как нравственная ценность в религиозной аксиологии Сам. работа 7 8 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Уважение как религиозно-этическая ценность Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Проблема свободы религиозной этике. Понятие морального выбора Проблема ответственности и долга в религиозной этике Практические 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Проблема свободы религиозной этике. Понятие морального выбора Проблема ответственности и долга в религиозной этике Сам. работа 7 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Проблема совести в религиозной этике Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Вера: нравственный потенциал и нравственная проблема религиозной этики Практические 7 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Вера: нравственный потенциал и нравственная проблема религиозной этики Сам. работа 7 8 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Бескорыстие и этика заботы как религиозно- нравственная ценность Этика любви. Нравственно-религиозная концепция любви Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.11. Бескорыстие и этика заботы как религиозно- нравственная ценность Этика любви. Нравственно-религиозная концепция любви Практические 7 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.12. Бескорыстие и этика заботы как религиозно- нравственная ценность Этика любви. Нравственно-религиозная концепция любви Сам. работа 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.13. Нравственная воля: попытка религиозно- этического анализа Лекции 7 3 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.14. Нравственная воля: попытка религиозно- этического анализа Практические 7 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.15. Нравственная воля: попытка религиозно- этического анализа Сам. работа 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.16. Религиозно-нравственные ценности: смысл жизни, честь, достоинство, дружба Этика счастья Этический перфекционизм Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.17. Религиозно-нравственные ценности: смысл жизни, честь, достоинство, дружба Этика счастья Этический перфекционизм Практические 7 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.18. Религиозно-нравственные ценности: смысл жизни, честь, достоинство, дружба Этика счастья Этический перфекционизм Сам. работа 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.19. Религиозная аксиологии и ее взаимодействие с другими сферами общества Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.20. Религиозная аксиологии и ее взаимодействие с другими сферами общества Практические 7 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.21. Религиозная аксиологии и ее взаимодействие с другими сферами общества Сам. работа 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. В. Пивоваров Философия религии. Праксеология религии : учебное пособие для академического бакалавриата: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E8539E73-7F6A-400B-9FB4-FBE73876033A.
Л1.2 Красников А. Н. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90.
Л1.3 Ивин А. А. Аксиология : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин. — 2-е изд., испр. и доп.: М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/97F884D4-AD74-43CA-8AF7-5C6D2DE62657/aksiologiya
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко Г.В. История философии: Учебник для бакалавров М : Издательство Юрайт, 2012 http://www.biblio-online.ru/book/036FD182-76BE-447C-88D4-13CB9587CC16?
Л2.2 Пивоваров, Д.В. Философия религии: учебное пособие. В 3 т. Т. 1. Онтология религии: Учебное пообие Издательство Уральского университета // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=240430
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Религиозная аксиология" включает лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу. Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.

Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материалов по интересуемой теме. На практических занятиях студент должен выступить с сообщением в рамках предложенных вопросов, а также дополнять своих одногруппников и вступать в научную дискуссию оперируя заниями полученными при изучении педложенной литературы.Цель практических занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную, научную литературу. Вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.
Выступление на практическом занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа предполагает подготовку студентов к практическим занятиям, а так же к тестированию. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.