Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 65 | 65 | 65 | 65 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | заключается в последовательном усвоении знаний об основных этапах становления и деятельности религиозных организаций в Сибири, их взаимодействия с государством и официальной церковью, особенностей межрелигиозного диалога |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-18 | способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | исторические факты, связанные с появлением, распространением и этапами существования религиозных организаций в Сибири; конфессиональную карту сибирского региона |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формировать толерантное отношения к различным религиозным группам; выделять специфические черты религиозных систем в Сибири |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | выстраивания толерантного отношения с различными этническими и религиозными группами; представления в ясной форме особенностей религиозного учения на примере религиозных организаций Сибири |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История христианских конфессий Сибири | ||||||
1.1. | Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) | Лекции | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.2. | Православные храмы Сибири в XVII–XX вв. | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.3. | Православные храмы Сибири в XVII–XX вв. | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.4. | История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – нач. XX вв | Лекции | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.5. | История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – нач. XX вв | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.6. | Монастыри, духовенство и духовное образование в Западной и Восточной Сибири в XVII – начале XX вв. | Лекции | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.7. | Православное духовенство Сибири в XVII – XVIII вв. | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.8. | Православное духовенство Сибири в XVII – XVIII вв. | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.9. | Миссионерская деятельность РПЦ на Алтае и в Сибири | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.10. | Миссионерская деятельность РПЦ на Алтае и в Сибири | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.11. | Распространение православия на Алтае (XVII – начало XX в.). Деятельность Алтайской Духовной миссии | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.12. | РПЦ в Сибири в XX - XXI в.: отражение общегосударственных тенденций и региональная специфика. Обновленческое движение | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.13. | Старообрядцы в Сибири | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.14. | Старообрядцы в Сибири | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
Раздел 2. Католичество и протестантские организации Сибири | ||||||
2.1. | Католикические и лютеранские общины в Сибири | Лекции | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
2.2. | Протестанты в Сибири | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
2.3. | Протестанты в Сибири | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
Раздел 3. Буддизм, ислам и иудаизм в Сибири | ||||||
3.1. | Буддийские храмы и общины в Сибири | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
3.2. | Буддийские храмы и общины в Сибири | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
3.3. | История мусульманских общин Сибири. Межрелигиозный диалог мусульманских организаций с другими конфессиями | Лекции | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
3.4. | Иудейские общины в Сибири: история и современное положение | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
Раздел 4. Нетрадиционные движения и культы в Сибири | ||||||
4.1. | Деятельность неохристианских объединений в Сибири | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
4.2. | Деятельность неохристианских объединений в Сибири | Сам. работа | 5 | 7 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
4.3. | Деятельность неоориентальных культов в Сибири | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
4.4. | Деятельность неоориентальных культов в Сибири | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
4.5. | Экзамен | 5 | 27 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | отв. ред. И. Н. Яблоков | История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии древнего мира : | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0 |
Л1.2 | отв. ред. И. Н. Яблоков | История религии в 2 т. Том 1. Книга 2. Религии древнего мира. Народностно-национальные религии : | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/7FBC0D2A-E075-4544-A4F2-5D02E49989B5 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дмитриев В.В. | Религиоведение: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | П.К.Дашковский, Е.В. Шелепова | Религиозные организации Сибири: Хрестоматия | Барнаул: Алт.ун-та, 2013 | |
Л2.4 | Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: монография/ АлтГУ, Лаб. этнокультур. и религиоведческих исслед. ; [отв. ред. П. К. Дашковский].: | Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2014 | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | сайт Единого духовного управления мусульман Красноярского края (ЕДУМ КК) | islamsib.ru | ||
Э2 | Церквь Иисуса Христа святых Последних Дней из Сибири | www.sya.narod.ru | ||
Э3 | Сайт движения Харе Кришна | www.krishna.ru | ||
Э4 | Журнал «Буддизм России» | buddhismofrussia.ru | ||
Э5 | Алтайская митрополия Русской Православной Церкви | altai.eparhia.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle "Религиозные организации Сибири" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная деятельность студента состоит из аудиторной работы и внеаудиторной самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине «Религиозные организации Сибири» в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений. Изучение теоретических основ дисциплины и ее разделов предполагает осмысление учебного материала, предъявляемого на лекциях. Используя электронную библиотечную базу, студенты изучают основную литературу. Студенты входят в базу ЭБС и работают с текстами учебников. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно изучаются научные статьи и монографии. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. В некоторых случаях на лекциях может использоваться устный групповой опрос, выявляющий степень понимания и усвоения теоретического материала. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Для плодотворной работы необходимо скрупулезно изучить соответствующие разделы рекомендованной учебной литературы, внимательно прочитать и проанализировать выбранные студентом самостоятельно первоисточники, научную литературу (монографии и статьи), обратиться к энциклопедическим изданиям. Необходимо вести тщательный конспект изучаемого материала, в котором должны быть зафиксированы материалы источников. На основе изучения учебной и научной литературы студенты готовят доклады для выступления на практических занятиях. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме. При работе с источниками и литературой студенту необходимо: 1. Определиться с выбором источников и литературы. Правильный вариант рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. 2. При изучении материала следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего – т.е. в такой степени, чтобы студент мог объяснить изученный материал своими словами. 3. Особое внимание следует обратить на основные понятия курса и новые, незнакомые слова и определения. 4. Необходимо вести записи во время изучения источников и литературы. 5. Желательно выписывать выходные данные по изучаемым книгам. Программа учебной дисциплины предполагает проведение экзамена, как формы промежуточной аттестации студентов. При подготовке к экзамену по данной дисциплине студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.) |