МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религиозные организации Сибири
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Религиозные организации Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.заключается в последовательном усвоении знаний об основных этапах становления и деятельности религиозных организаций в Сибири, их взаимодействия с государством и официальной церковью, особенностей межрелигиозного диалога

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-18: способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.исторические факты, связанные с появлением, распространением и этапами существования религиозных организаций в Сибири; конфессиональную карту сибирского региона
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать толерантное отношения к различным религиозным группам; выделять специфические черты религиозных систем в Сибири
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выстраивания толерантного отношения с различными этническими и религиозными группами; представления в ясной форме особенностей религиозного учения на примере религиозных организаций Сибири

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История христианских конфессий Сибири
1.1. Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) Лекции 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.2. Православные храмы Сибири в XVII–XX вв. Практические 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.3. Православные храмы Сибири в XVII–XX вв. Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.4. История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – нач. XX вв Лекции 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.5. История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – нач. XX вв Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.6. Монастыри, духовенство и духовное образование в Западной и Восточной Сибири в XVII – начале XX вв. Лекции 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.7. Православное духовенство Сибири в XVII – XVIII вв. Практические 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.8. Православное духовенство Сибири в XVII – XVIII вв. Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.9. Миссионерская деятельность РПЦ на Алтае и в Сибири Практические 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.10. Миссионерская деятельность РПЦ на Алтае и в Сибири Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.11. Распространение православия на Алтае (XVII – начало XX в.). Деятельность Алтайской Духовной миссии Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.12. РПЦ в Сибири в XX - XXI в.: отражение общегосударственных тенденций и региональная специфика. Обновленческое движение Лекции 5 2 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.13. Старообрядцы в Сибири Практические 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.14. Старообрядцы в Сибири Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
Раздел 2. Католичество и протестантские организации Сибири
2.1. Католикические и лютеранские общины в Сибири Лекции 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
2.2. Протестанты в Сибири Практические 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
2.3. Протестанты в Сибири Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
Раздел 3. Буддизм, ислам и иудаизм в Сибири
3.1. Буддийские храмы и общины в Сибири Практические 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
3.2. Буддийские храмы и общины в Сибири Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
3.3. История мусульманских общин Сибири. Межрелигиозный диалог мусульманских организаций с другими конфессиями Лекции 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
3.4. Иудейские общины в Сибири: история и современное положение Лекции 5 2 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
Раздел 4. Нетрадиционные движения и культы в Сибири
4.1. Деятельность неохристианских объединений в Сибири Практические 5 2 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
4.2. Деятельность неохристианских объединений в Сибири Сам. работа 5 7 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
4.3. Деятельность неоориентальных культов в Сибири Практические 5 2 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
4.4. Деятельность неоориентальных культов в Сибири Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
4.5. Экзамен 5 27 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии древнего мира : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0
Л1.2 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 1. Книга 2. Религии древнего мира. Народностно-национальные религии : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7FBC0D2A-E075-4544-A4F2-5D02E49989B5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/3B0E9838-9AF7-4EBF-9A14-E6A24C6F14D4?
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.3 П.К.Дашковский, Е.В. Шелепова Религиозные организации Сибири: Хрестоматия Барнаул: Алт.ун-та, 2013
Л2.4 Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: монография/ АлтГУ, Лаб. этнокультур. и религиоведческих исслед. ; [отв. ред. П. К. Дашковский].: Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт Единого духовного управления мусульман Красноярского края (ЕДУМ КК) http://islamsib.ru/
Э2 Церквь Иисуса Христа святых Последних Дней из Сибири http://www.sya.narod.ru/
Э3 Сайт движения Харе Кришна http://www.krishna.ru/
Э4 Журнал «Буддизм России» http://buddhismofrussia.ru/
Э5 Алтайская митрополия Русской Православной Церкви http://altai.eparhia.ru/
Э6 Курс в Moodle "Религиозные организации Сибири" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6284
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная деятельность студента состоит из аудиторной работы и внеаудиторной самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине «Религиозные организации Сибири» в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.
Изучение теоретических основ дисциплины и ее разделов предполагает осмысление учебного материала, предъявляемого на лекциях. Используя электронную библиотечную базу, студенты изучают основную литературу. Студенты входят в базу ЭБС и работают с текстами учебников. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно изучаются научные статьи и монографии. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. В некоторых случаях на лекциях может использоваться устный групповой опрос, выявляющий степень понимания и усвоения теоретического материала.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с
преподавателем. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Для плодотворной работы необходимо скрупулезно изучить соответствующие разделы рекомендованной учебной литературы, внимательно прочитать и проанализировать выбранные студентом самостоятельно первоисточники, научную литературу (монографии и статьи), обратиться к
энциклопедическим изданиям. Необходимо вести тщательный конспект изучаемого материала, в котором должны быть зафиксированы материалы источников. На основе изучения учебной и научной литературы студенты готовят доклады для выступления на практических занятиях.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При работе с источниками и литературой студенту необходимо:
1. Определиться с выбором источников и литературы. Правильный вариант рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
2. При изучении материала следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего – т.е. в такой степени, чтобы студент мог объяснить изученный материал своими словами.
3. Особое внимание следует обратить на основные понятия курса и новые, незнакомые слова и определения.
4. Необходимо вести записи во время изучения источников и литературы.
5. Желательно выписывать выходные данные по изучаемым книгам.
Программа учебной дисциплины предполагает проведение экзамена, как формы промежуточной аттестации студентов. При подготовке к экзамену по данной дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.)