МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Central Asia in International Cooperation System

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., зав. кафедрой, Чернышов Ю.Г.;к.и.н., доцент, Курныкин О.Ю.;к.и.н., доцент, Малышева Н.С.;к.и.н., доцент, Казакова О.М.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Central Asia in International Cooperation System

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. №649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышов Юрий Георгиевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Чернышов Юрий Георгиевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - дать представление о факторах, определяющих положение и стратегию стран Центральной Азии в глобальной политике, о региональном сотрудничестве и взаимодействии государств Центральной Азии, в том числе с Российской Федерацией.
В Модуле 1 дается введение в курс; рассматривается реализация глобальных целей ООН в регионе ЦА.
В Модуле 2 рассматриваются внутренние и внешние угрозы безопасности и развитию региона, а также потенциал сотрудничества государств Центральной Азии в региональном и межрегиональном формате.
В Модуле 3 рассматриваются роль и место Центральной Азии во внешней политике РФ и основные направления многостороннего и двустороннего сотрудничества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПК-2 Способен вести научно-исследовательскую работу в области международных отношений
ПК-3 Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности культурного, экономического и политического развития стран ЦА на современном этапе;
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать сценарии регионального и межрегионального сотрудничества с участием стран ЦА;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.формулировками экспертных заключений и методами прикладного анализа в сфере международных отношений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модуль 1.Реализация Целей Устойчивого Развития ООН в России и странах Центральной Азии
1.1. Введение в курс Лекции 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2
1.2. Индивидуальное задание Сам. работа 1 4 УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Устойчивое развитие и ЦУР ООН 2020 Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.4. Социально-экономические цели Практические 1 4 ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л2.2
1.5. Индивидуальное задание Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2
1.6. Окружающая среда и изменение климата Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2
1.7. ЦУР в России и Центральной Азии Практические 1 4 ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л2.2
1.8. Индивидуальное задание Сам. работа 1 6 УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Модуль 2. Регионы в системе международного сотрудничества (опыт Центральной Азии)
2.1. Регионы в системе международных отношений Лекции 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Основные вызовы и угрозы безопасности государств Центральной Азии Практические 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Индивидуальное задание Сам. работа 1 8 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Проект «Один пояс, один путь» и геоэкономика Центральной Азии Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Состояние и перспективы сотрудничества государств ЦА в гуманитарной сфере Практические 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Индивидуальное задание Сам. работа 1 8 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Пути решения водной проблемы в Центральной Азии Практические 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Индивидуальное задание Сам. работа 1 8 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Модуль 3. Центральноазиатский вектор внешней политики РФ
3.1. Стратегия РФ в странах Центральной Азии: концептуальные основы Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3
3.2. Экономические аспекты отношений РФ и стран ЦА Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3
3.3. Индивидуальное задание Сам. работа 1 8 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3
3.4. Интересы РФ в Центральной Азии: аспекты безопасности Лекции 1 2 УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3
3.5. «Мягкая сила» РФ в Центральной Азии Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3
3.6. Индивидуальное задание Сам. работа 1 8 ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3
3.7. Подготовка к зачету Сам. работа 1 20 УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Модуль 1.
1. Что такое устойчивое развитие и ЦУР?
2. Как Цели Устойчивого Развития реализуются в России?
3. Как ЦУР реализуются в Казахстане/Киргизии/Таджикистане/Туркменистане/Узбекистане?
4. В чем различие реализации ЦУР на локальном или региональном уровне?
5. Что препятствует реализации ЦУР?
6. Какое направление ЦУР, на Ваш взгляд, наиболее актуально?


Модуль 2.
1.Каковы причины и факторы, обусловившие проведение странами Центральной Азии «многовекторной» внешней политики?
2. Каковы причины трудностей в окончательном урегулировании пограничной проблемы между государствами Центральной Азии?
3. В чем суть и значение «водной проблемы» в Центральноазиатском регионе?
4. Каковы формы и масштабы сотрудничества стран ЦАР в гуманитарной сфере?
5. Каковы результаты и возможные последствия реализации проекта «Один пояс, один путь» для стран Центральной Азии?

Модуль 3.
1.Какие официальные документы определяют политику РФ в Центральной Азии?
2. Какие основные мероприятия в сфере безопасности были реализованы РФ совместно со странами ЦА в 2010 – 2020 гг.?
3. Какие инструменты «мягкой силы» Россия использует в странах ЦА?
4. Какие тенденции характерны для экономического сотрудничества РФ и Казахстана?
5. Какие проекты реализуются РФ и странами ЦА в научной и образовательной сферах?


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Политика РФ в Центральной Азии: стратегический контекст.
2. Проблема трудовой миграции в российско-таджикских отношениях на современном этапе.
3. Угрозы и вызовы региональной безопасности в Центральноазиатском регионе (на примере одной из стран).
4. Русское меньшинство в Центральной Азии: миграция, политика и язык.
5. Трансформация политических отношений РФ и Казахстана и их интеграционный потенциал.
6. Политика РФ в отношении Туркменистана на современном этапе.
7. Центральноазиатские участники ОДКБ и перспектива интеграции в военно-политической сфере.
8. Энергетический фактор центральноазиатской политики РФ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение 1.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богатуров А.Д. Международные отношения в Центральной Азии. События и документы: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Журавлева И.С. Иностранный язык. Зарубежное регионоведение: азиатские исследования: Учебное пособие Новосибирск: НГТУ, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Быков, А.И. Экономическое сотрудничество в рамках ШОС. Основные направления и перспективы развития : М. : Флинта, 2021 biblioclub.ru
Л2.2 Лазарева О.П. Деловой иностранный язык (английский): учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов магистерских программ юридических и экономических направлений очной и заочной форм обучения: Тюмень: ТГУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Ганиев, Р.Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: учебно-методическое пособие Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276036
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Central Asia in the International Cooperation System» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета (Чернышов Ю.Г., Казакова О.М.) portal.edu.asu.ru
Э2 Учебная дисциплина «Central Asia in the International Cooperation System» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета (Курныкин О.Ю.) portal.edu.asu.ru
Э3 Учебная дисциплина «Central Asia in the International Cooperation System» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета (Малышева Н.С.) portal.edu.asu.ru
Э4 Официальный сайт Целей Устойчивого развития ООН www.un.org
Э5 Официальный сайт Министерства иностранных дел Казахстана www.gov.kz
Э6 Официальный сайт Министерства иностранных дел Кыргызстана mfa.gov.kg
Э7 Официальный сайт Министерства иностранных дел Таджикистана www.mfa.tj
Э8 Официальный сайт Министерства иностранных дел Туркменистана www.mfa.gov.tm
Э9 Официальный сайт Министерства иностранных дел Узбекистана mfa.uz
Э10 Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ www.mid.ru
Э11 Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества rus.sectsco.org
Э12 Официальный сайт ОДКБ odkb-csto.org
Э13 Официальный сайт ЕАЭС www.eaeunion.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Xmind
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
307М кабинет кафедры всеобщей истории и международных отношений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; тумба; доска магнитно-маркерная; карты; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа