Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.05. Международные отношения |
Профиль | Международное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_05_МС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Чернышов Юрий Георгиевич
1.1. | Цель курса - дать представление о факторах, определяющих положение и стратегию стран Центральной Азии в глобальной политике, о региональном сотрудничестве и взаимодействии государств Центральной Азии, в том числе с Российской Федерацией. В Модуле 1 дается введение в курс; рассматривается реализация глобальных целей ООН в регионе ЦА. В Модуле 2 рассматриваются внутренние и внешние угрозы безопасности и развитию региона, а также потенциал сотрудничества государств Центральной Азии в региональном и межрегиональном формате. В Модуле 3 рассматриваются роль и место Центральной Азии во внешней политике РФ и основные направления многостороннего и двустороннего сотрудничества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01 |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ПК-2 | Способен вести научно-исследовательскую работу в области международных отношений |
ПК-3 | Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности культурного, экономического и политического развития стран ЦА на современном этапе; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | прогнозировать сценарии регионального и межрегионального сотрудничества с участием стран ЦА; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | формулировками экспертных заключений и методами прикладного анализа в сфере международных отношений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Модуль 1.Реализация Целей Устойчивого Развития ООН в России и странах Центральной Азии | ||||||
1.1. | Введение в курс | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Устойчивое развитие и ЦУР ООН 2020 | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Социально-экономические цели | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Окружающая среда и изменение климата | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
1.7. | ЦУР в России и Центральной Азии | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
1.8. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Модуль 2. Регионы в системе международного сотрудничества (опыт Центральной Азии) | ||||||
2.1. | Регионы в системе международных отношений | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Основные вызовы и угрозы безопасности государств Центральной Азии | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Проект «Один пояс, один путь» и геоэкономика Центральной Азии | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Состояние и перспективы сотрудничества государств ЦА в гуманитарной сфере | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Пути решения водной проблемы в Центральной Азии | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Модуль 3. Центральноазиатский вектор внешней политики РФ | ||||||
3.1. | Стратегия РФ в странах Центральной Азии: концептуальные основы | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3 |
3.2. | Экономические аспекты отношений РФ и стран ЦА | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3 |
3.3. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3 |
3.4. | Интересы РФ в Центральной Азии: аспекты безопасности | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3 |
3.5. | «Мягкая сила» РФ в Центральной Азии | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3 |
3.6. | Индивидуальное задание | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3 |
3.7. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 1 | 20 | УК-5, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Модуль 1. 1. Что такое устойчивое развитие и ЦУР? 2. Как Цели Устойчивого Развития реализуются в России? 3. Как ЦУР реализуются в Казахстане/Киргизии/Таджикистане/Туркменистане/Узбекистане? 4. В чем различие реализации ЦУР на локальном или региональном уровне? 5. Что препятствует реализации ЦУР? 6. Какое направление ЦУР, на Ваш взгляд, наиболее актуально? Модуль 2. 1.Каковы причины и факторы, обусловившие проведение странами Центральной Азии «многовекторной» внешней политики? 2. Каковы причины трудностей в окончательном урегулировании пограничной проблемы между государствами Центральной Азии? 3. В чем суть и значение «водной проблемы» в Центральноазиатском регионе? 4. Каковы формы и масштабы сотрудничества стран ЦАР в гуманитарной сфере? 5. Каковы результаты и возможные последствия реализации проекта «Один пояс, один путь» для стран Центральной Азии? Модуль 3. 1.Какие официальные документы определяют политику РФ в Центральной Азии? 2. Какие основные мероприятия в сфере безопасности были реализованы РФ совместно со странами ЦА в 2010 – 2020 гг.? 3. Какие инструменты «мягкой силы» Россия использует в странах ЦА? 4. Какие тенденции характерны для экономического сотрудничества РФ и Казахстана? 5. Какие проекты реализуются РФ и странами ЦА в научной и образовательной сферах? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Политика РФ в Центральной Азии: стратегический контекст. 2. Проблема трудовой миграции в российско-таджикских отношениях на современном этапе. 3. Угрозы и вызовы региональной безопасности в Центральноазиатском регионе (на примере одной из стран). 4. Русское меньшинство в Центральной Азии: миграция, политика и язык. 5. Трансформация политических отношений РФ и Казахстана и их интеграционный потенциал. 6. Политика РФ в отношении Туркменистана на современном этапе. 7. Центральноазиатские участники ОДКБ и перспектива интеграции в военно-политической сфере. 8. Энергетический фактор центральноазиатской политики РФ. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение 1. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Богатуров А.Д. | Международные отношения в Центральной Азии. События и документы: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.2 | Журавлева И.С. | Иностранный язык. Зарубежное регионоведение: азиатские исследования: Учебное пособие | Новосибирск: НГТУ, 2018 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Быков, А.И. | Экономическое сотрудничество в рамках ШОС. Основные направления и перспективы развития : | М. : Флинта, 2021 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Лазарева О.П. | Деловой иностранный язык (английский): учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов магистерских программ юридических и экономических направлений очной и заочной форм обучения: | Тюмень: ТГУ, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Ганиев, Р.Т. | Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: учебно-методическое пособие | Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276036 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учебная дисциплина «Central Asia in the International Cooperation System» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета (Чернышов Ю.Г., Казакова О.М.) | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Учебная дисциплина «Central Asia in the International Cooperation System» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета (Курныкин О.Ю.) | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Учебная дисциплина «Central Asia in the International Cooperation System» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета (Малышева Н.С.) | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Официальный сайт Целей Устойчивого развития ООН | www.un.org | ||
Э5 | Официальный сайт Министерства иностранных дел Казахстана | www.gov.kz | ||
Э6 | Официальный сайт Министерства иностранных дел Кыргызстана | mfa.gov.kg | ||
Э7 | Официальный сайт Министерства иностранных дел Таджикистана | www.mfa.tj | ||
Э8 | Официальный сайт Министерства иностранных дел Туркменистана | www.mfa.gov.tm | ||
Э9 | Официальный сайт Министерства иностранных дел Узбекистана | mfa.uz | ||
Э10 | Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ | www.mid.ru | ||
Э11 | Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества | rus.sectsco.org | ||
Э12 | Официальный сайт ОДКБ | odkb-csto.org | ||
Э13 | Официальный сайт ЕАЭС | www.eaeunion.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Xmind | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
307М | кабинет кафедры всеобщей истории и международных отношений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; тумба; доска магнитно-маркерная; карты; учебно-наглядные пособия |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа |