Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.05. Международные отношения |
Профиль | Международное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_05_МС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 102 | 102 | 102 | 102 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н, проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цели освоения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам представление о приоритетах российской внешней политики и сформировать у них понимание механизма и особенностей ее реализации в условиях становления современной системы международных отношений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ОПК-8 | Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга |
ПК-3 | Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - тенденции развития современного миропорядка и тенденции мирового политического развития глобальных политических процессов и современные международно-правовые нормы; - программные документы и основные подходы к определению национальных интересов и приоритетов внешней политики РФ; - направления внешней политики зарубежных стран, в том числе на основе материалов на иностранных языках; - принципы организации исследовательских работ по соответствующей тематике, в том числе на иностранных языках. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - самостоятельно анализировать современные политические реалии и их влияние на внешнюю политику РФ; - критически оценивать разнородные источники информации, в том числе на иностранных языках; - анализировать специфику позиций иностранных государств и РФ по ключевым международным вопросам; - профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам с учетом базовых национальных интересов и ресурсов международного влияния. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками анализа и интерпретации различных источников информации на русском и иностранных языках о внешней политике государства; - умением проводить сравнение внешнеполитических процессов современной России с аналогичными процессами в других государствах и соотносить их с опытом других стран и регионов; - навыками организации исследовательских работ по соответствующей тематике, в том числе на иностранных языках; - навыками системного и прикладного анализа современной внешенеполитической практики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии с акцентом на двусторонние и многосторонние отношения с РФ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вызовы и возможности российской внешней политики на современном этапе | ||||||
1.1. | Концептуальные основы внешней политики РФ | Лекции | 1 | 2 | ||
1.2. | Российские и зарубежные эксперты о внешней политике РФ | Лекции | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Внешнеполитические вопросы в избирательных кампаниях | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Институты регулирования международных отношений и участие в них Российской Федерации | ||||||
2.1. | Россия в международных организациях | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Атальная повестка заседаний Совета Безопасности ООН и позиция России | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Россия и постсоветское пространство | ||||||
3.1. | Россия и страны СНГ | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Политика РФ на постсоветском пространстве | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Проблема евроатлантической безопасности и роль России | ||||||
4.1. | Современные российско-американские отношения | Лекции | 1 | 2 | ||
4.2. | Проблема сокращения вооружений в российско-американских отношениях | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 5. Отношения Россия - Европейский Союз: экономический и политический факторы | ||||||
5.1. | Современное состояние отношений РФ-ЕС | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
5.2. | Российско-германские и россиско-французские отношения на современном этапе | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 6. Политика РФ на Ближнем Востоке | ||||||
6.1. | Особенности внешнеполитической стратегии России на Ближнем Востоке | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
6.2. | Региональные конфликты на Ближнем Востоке и позиция РФ | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 7. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион | ||||||
7.1. | Политика РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
7.2. | Современные российско-китайские и российско-японские отношения | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
7.3. | Подготовка к практическим занятиям и зачету | Сам. работа | 1 | 102 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ 1. Российско-украинские отношения после 2014 г. 2. Путин-Трамп: как складываются российско-американские отношения? 3. «Туманное» будущее БРИКС. 4. Евразийский проект России: интеграция в рамках ЕЭС. 5. Военная кампания России в Сирии: успех или провал? 6. Российско-британские отношения на фоне «Брекзита». 7. Газ и/или санкции: диалог Германии и России. 8. Русский медведь, китайский дракон: российско-китайские отношения на современном этапе. 9. Есть ли прогресс: российско-японские отношения в XXI веке. 10. Нужна ли России Восточная Европа? 11. «Балканский узел» во внешней политике РФ. 12. Россия-Венесуэла: долговременное партнерство или временный маневр? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. С. Малышева ; АлтГУ | Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 1: Ресурсы внешней политики РФ): учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Н. С. Малышева ; АлтГУ | Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 2: РФ и глобальные проблемы современного миропорядка): учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Официальный сайт Президента России. | kremlin.ru | ||
Э2 | Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. | www.mid.ru | ||
Э3 | Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации. | www.scrf.gov.ru | ||
Э4 | Брукингский институт США. | www.brookings.edu | ||
Э5 | Королевский институт международных отношений (Великобритания). | www.chathamhouse.org | ||
Э6 | Российский совет по международным делам. | russiancouncil.ru | ||
Э7 | Германский институт по международным отношениям и проблемам безопасности. | www.swp-berlin.org | ||
Э8 | Французский институт международных отношений. | www.ifri.org | ||
Э9 | Klein M. Russland: eine Gro?macht in der internationalen Politik. | www.bpb.de | ||
Э10 | Wipperfurth C. Ziele und Perspektiven russischer Au?enpolitik. | www.cwipperfuerth.de | ||
Э11 | Московский центр Карнеги. | carnegie.ru | ||
Э12 | Совет по внешней и оборонной политике. | svop.ru | ||
Э13 | Учебная дисциплина «Актуальные проблемы внешней политики РФ» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В рамках курса "Внешняя политика РФ на современном этапе" внешняя политика анализируется как часть мировой политики. Поэтому в изучении теоретического и практического материала рекомендуется увязывать внешнеполитические процессы, интересы, мероприятия как с общей системой международных отношений, с особенностями внешнеполитического курса иностранных государств. Для успешной подготовки к практическим занятиям необходимо обращение к ресурсам на иностранных языках. Помимо рекомендованных преподавателем публикаций и электронных ресурсов поощряется самостоятельный поиск студентом дополнительных источников информации на иностранных языках. В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо также обратить внимание на то, что анализ внешнеполитического курса РФ должен обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде докладов-презентаций. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Практическое занятие можно провести в форме круглого стола, где студенты могут высказывать свою точку зрения по проблемным вопросам. Подготовка к такому занятию предполагает предварительное распределение ролей (модератор, докладчики), самостоятельную проработку магистрантами учебной литературы по теме и электронных ресурсов на иностранных языках. Второй вариант — в формате развернутой беседы, которая предполагает подготовку всех магистрантов по каждому вопросу, либо выступления магистрантов с презентациями по письменным работам и их обсуждение. Подготовка исследовательской работы - письменной работы и выступление с ее основными положениями в виде презентации должна осуществляться с тщательным подбором источников. Обязательным требованием к письменным работам является использование материалов не менее трех российских аналитических центров, а также использование ресурсов не менее трех зарубежных аналитических центров. Это позволит наиболее полно ракрыть тему исследования, найти общие и различные черты во внешней политике РФ и иностранных государств, понять мотивы политики правительств зарубежных стран в отношении РФ. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу, ресурсы на иностранных языках и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. |