МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Волоснов Р.Ю.

Рецензент(ы):
д.иск. , декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
История культуры России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
- уяснение специфики культуры России, основанной на взаимодействии множества культур народов, входящих на разный исторических этапах в ее состав, а так же особенности их взаимодействия в ходе истории страны;
- знакомство с важнейшими достижениями российской культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие страны в прошлом и настоящем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ПК-1 Способностью владеть теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
• Основные достижения культуры России, внесшие существенный вклад в мировое культурное наследие;
• Изменения физико-географических характеристик России на протяжении ее истории; влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны;
• Основные тенденции и закономерности исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторического процесса, вклад культуры России в мировое культурное наследие.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Выявлять наиболее важные достижения российской культуры в различных областях;
• Использовать базовые знания о специфике культур регионов России и региональных исследованиях в области теории регионоведения и международных отношений;
• Объяснять причины и последствия изменения основных тенденций и закономерностей исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторических процессов, оценивать вклад культуры России в мировое культурное наследие;
• Составлять комплексную характеристику России с учетом ее физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей с учетом исторической ретроспективы;
• Анализировать основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Навыками составления характеристики культурного развития России в разные исторические периоды и оценивать ее вклад в развитие мировой цивилизации;
• Навыками составления сравнительной характеристики культуры регионов России в разные исторические периоды;
• Навыками сравнения основных тенденций и закономерностей исторического развития культуры России в контексте всемирно-исторического процесса;
• Навыками сравнения физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных факторов в разные периоды истории России;
• Навыками формирования гражданской позиции относительно основных этапов развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «История культуры России»
1.1. Введение в курс «История культуры России» Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Культура Древней Руси
2.1. Культура Древней Руси Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX – первая треть XII вв.) Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Культура Древней Руси Сам. работа 2 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Культура Древней Руси Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Русская культура второй половины XIII—XVI веков
3.1. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 2 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Музыка Древней Руси Практические 2 0 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Характерные черты русского православного сознания Практические 2 0 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 2 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Русская культура XVII-XVIII веков
4.1. Русская культура XVII-XVIII веков Сам. работа 2 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Русская культура XVIII в. Практические 2 0 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Русская культура XVII в. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 2 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. XIX век. «Золотой век» русской культуры
5.1. XIX век. «Золотой век» русской культуры. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 2 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. "Золотой век" русской литературы Практические 2 0 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Русская культура XIX века Сам. работа 2 11 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Культура XX-XXI вв.
6.1. «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) Сам. работа 2 24 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. "Серебряный век" русской литературы Практические 2 0 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Российская культура советского периода (1917-1929 гг.) Сам. работа 2 24 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Развитие русского кинематографа в конце XIX-XX веке Практические 2 0 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.6. Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.7. Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. Сам. работа 2 20 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.8. Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. Практические 2 0 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.9. Российская культура второй половины XX века Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.10. Российская культура второй половины XX века Сам. работа 2 21 ПК-1, ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.11. Российская культура начала XXI века. Влияние политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 2 21 ПК-1, ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.12. Экзамен по дисциплине Экзамен 2 9 ПК-1, ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьянов В. В. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русская литература XIX в. www.litraxixveka.ru
Э2 Русская литература XIX - начала XX веков. www.abc-people.com
Э3 Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» artclassic.edu.ru
Э4 Культура в современном мире www.culturanew.ru
Э5 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. История культурологической мысли. Энциклопедия культурологии // Словари и энциклопедии на Академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/394/
5. Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/
6. Культура и искусство http://art-history.ru
7. Мировая художественная культура http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm
8. Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic.edu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.