Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Профиль | Социальная работа в сфере социальной защиты населения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_02_СР-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент
1.1. | сформировать способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления; сформировать понимание важности этической регламентации и оценки деятельности специалиста по социальной работе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-2 | Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные моральные нормы и ценности социальной работы; профессиональные требования к социальному работнику;основные нравственные принципы деятельности профессионала; особенности профессиональных отношений в социальной работе, типы взаимоотношений с клиентом. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные теоретические знания в области профессиональной культуры на практике; оценивать различные аспекты профессиональной деятельности социальнонго работника с точки зрения их этического содержания; анализировать, описывать, применять полученные теоретические знания на практике; анализировать правильность их применения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | профессионального взаимодействия с использованием различных средств общения; основными навыками правильного воспроизведения этических понятий и категорий и их практического применения;разрешения основных этических дилемм; техниками эффективной профессиональной коммуникации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Профессиональная этика социальной работы | ||||||
1.1. | Этика как наука | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Этика как наука | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.3. | Этика как наука | Практические | 4 | 2 | ||
1.4. | Профессиональная этика социальной работы | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.5. | Моральные нормы, принципы, ценности социальной работы.Профессиональная этика социальной работы | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.6. | Профессиональная этика социальной работы | Сам. работа | 4 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.7. | Моральные нормы, принципы, ценности социальной работы. | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Профессионально-этические кодексы социальных работников различных стран | ||||||
2.1. | Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.2. | Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. | Сам. работа | 4 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.3. | Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.Особенности этического кодекса социального работника. | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.4. | Особенности этического кодекса социального работника. | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.5. | Моральные нормы, принципы, ценности социальной работы | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Социально-психологическая компетентность социального работника | ||||||
3.1. | Профессионально-этические требования и профессиограммы социального работника | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.2. | Профессионально-этические требования и профессиограммы социального работника | Сам. работа | 4 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.3. | Социально-психологическая компетентность социального работника | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.4. | Социально-психологическая компетентность социального работника | Сам. работа | 4 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.5. | Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.6. | Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Перечень заданий /вопросов Теоретические вопросы 1. Профессиональные ценности социальной работы. 2. Моральные нормы и ценности социальной работы. 3. Типы взаимоотношений социального работника и клиента. 4. Личностно-нравственные качества социального работника. 5. Профессиональные роли и обязанности социального работника. 6. Профессиональный долг социального работника. 7. Понятие общения в психологии. Роль общения в практике социальной работы. 8. Профессиональные требования к социальному работнику. 9. Принципы социальной работы и личность профессионала. 10. Толерантность как принцип социальной работы. 11. Деонтология социальной работы. 12. Этикетные правила в практике социальной работы. 13. Основные принципы профессионально-этического кодекса социальных работников в России. 14. Особенности отношений в социальной работе. 15. Основные категории и разделы этики. 16. Основные принципы поведения и облика социального работника. 17. Этические обязательства социального работника перед клиентами. 18. Этические обязательства социального работника по отношению к коллегам. 19. Этические обязанности социального работника перед своей профессией. 20. Этическая ответственность социального работника перед обществом. 21. Этические кодексы социальных работников различных сторон. 22. Этические дилеммы в практике социальной работы. 23. Восприятие и понимание как проблема в процессе взаимодействия социального работника и клиента. 24. Невербальное общение в практике социальной работы. 25. Вербальное общение в практике социальной работы (культура речевого общения). 26. Особенности общения социального работника с клиентом, находящимся в состоянии психологического кризиса. 27. Основные принципы этики делового общения. 28. Социально-психологические барьеры в общении социального работника и клиента. 29. Пути повышения эффективности профессионального общения. 30. Профессиональное общение как обмен информацией. 31. Профессиональное общение как интеракция. 32. Социально-психологическое пространство и его роль в практике социальной работы. 33. Проблема взаимодействия социального работника и клиента в процессе консультативной беседы. 34. Этический кодекс социальной работы и проблема прав человека. Практические задания 1. Разработайте структуру профессиограммы специалиста по социальной работе. 2. Разработайте классификацию профессионально важных качеств специалиста по социальной работе. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ Перечень тем 1. Профессиональные ценности социальной работы. 2. Необходимые профессионально важные качества социального работника. 3. Деловое общение в практике социальной работы. 4. Этика делового общения. 5. Понятие социально-психологического пространства и его роль в общении. 6. Структура и функции общения. 7. Социальные нормы: их роль в общении. 8. Этические кодексы социальных работников различных стран. 9. Процесс восприятия человека человеком (концепция Бодалева А.А.). 10. Вербальные средства общения. 11. Невербальные средства общения. 12. Модели общения. 13. Межличностное общение и этикет. 14. Деловой этикет социального работника. 15. Профессиональное общение с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса. 16. Проблема взаимодействия практика социальной работы и клиента. 17. Пути повышения эффективности профессионального общения социального работника. 18. Социально-психологические барьеры в общении. 19. Этические дилеммы в практике социальной работы. 20. Принципы социальной работы и личность профессионала. 21. История становления этических традиций на Руси. 22. Национальные особенности делового общения. 23. Профессиональное общение социального работника. 24. Нормы морали и социальная работа. 25. История этических учений. 26. Профессиональный долг социального работника. 27. Этика делового общения. 28. Этика профессионального общения социального работника. 29. Культура и этика общения. 30. Функции и значение этического кодекса для деятельности специалиста по социальной работе. 31. Профессионально важные качества социального работника. 32. Профессиональные этические кодексы за рубежом. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Наместникова И. В. | ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Холостова Е.И. | СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Холостова Е.И. | СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум); | |||
Э2 | www.gain.ru (Государственная академия инноваций); | |||
Э3 | www.int-edu.ru (Институт новых технологий образования); | |||
Э4 | www.1september.ru (Издательский дом «1 сентября»); | |||
Э5 | www.prosv.ru (Издательство «Просвещение»); | |||
Э6 | www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»); | |||
Э7 | www.bspu.altai.su/public/educ.doc/homt.html (Библиотека методиста образовательной среды); | |||
Э8 | www.public.ru (Публичная Интернет библиотека); | |||
Э9 | Курс в Moodle "Этические основы социальной работы" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 1. Лекция. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя). - На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств. - Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. - Кейс-задача выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств. - Тренинговое упражнение выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств. - Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств. - Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. - Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. - Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание отражают различные аспекты социальной культуры профессиональной деятельности, профессионально-этических требований к специалисту по социальной работе в процессе ее осуществления. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопросы. |