Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.03. Религиоведение |
Профиль | Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_03_Религ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Религия и идеология: философский аспект взаимодействия являются ознакомление студентов с основными проблемами взаимоотношений и взаимообусловленности идеологии и религии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОПК-9 | готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-5 | способностью обрабатываться полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | примеры становления использования религиозной идеологии в формате политической идеологии: идеология хомейнизма в Иране, примат папской теократии в Ватикане, радикальной исламской идеологии; формат использования религиозной идеологии в практике формирования программ политических партий; отличительные особенности религиозной и политической идеологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать категориальный аппарат религии для выстраивания коммуникативного взаимодействия с различными этническими группами; учитывать религиозные нормы в принятии управленческих решений, осознавать ответственность за принятие управленческих решений, перед представителями конкретной религиозной группы; понимать специфику этической религиозной нормы и давать логико-концептуальную оценку событиям в сфере религиозного опыта. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | категориальным аппаратом в области религии и идеологии в целях построения тактики межконфессиональной коммуникации; оставлять информационно-аналитические заключения о состоянии этно-конфессиональной ситуации в регионе; оформлять поздравительный адрес представителям различных религиозных конфессий; навыками углубленного анализа религиозной идеологии; транслировать собственную позицию по вопросам религии в СМИ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1 Философские основания изучения взаимовлияния религии и идеологии в историческом развитии | ||||||
1.1. | Место курса в сфере религиоведческих и социокультурных дисциплин | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Основы изучения идеологии и религии | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Основы изучения идеологии и религии | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.4. | Основные идеологические течения в современном мире | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.5. | Основные идеологические течения в современном мире | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Миф, сивмол и ритуал как онтологическое основание взаимосвязи религии и идеологии | ||||||
2.1. | Репрезентация религиозных и идеологических структур в мировоззрении | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Создание политических партий на религиозной основе | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.3. | М. Хайдеггер об фундаментальных основаниях идеологии консерватизма | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.4. | Создание политических партий на религиозной основе | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.5. | Взаимоотношения религии и идеологии в разных странах и исторических эпохах. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.6. | Взаимоотношения религии и идеологии в разных странах и исторических эпохах. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Ценностных аспекты религиозного и идеологического сознания | ||||||
3.1. | Аксиолоический аспект как структура понимания взаимовлияния религии и идеологи (мораль и политика) | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Основные факторы современной фазы развития геополитических отношений | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Аксиолоический аспект как структура понимания взаимовлияния религии и идеологи (мораль и политика) | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 | Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
3.4. | Основные факторы современной фазы развития геополитических отношений | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2, ОК-3, ОПК-9 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ивин А. А. | Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении: | сква, Берлин: Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Ивин А. А. | Философия коллективного творчества: | Москва, Берлин: Директ-Медиа,, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Глузман С. А. | Ментальное пространство России: | Санкт-Петербург: Алетейя, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Кроуфорд К. | Христианство в общественной, политической и духовной жизни Германии в ХХ веке : | Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Юрков В. А. | Ватикан и СССР: | Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Ивин А. А. | Новая философия истории: | Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Бибихин В. В. | Новый Ренессанс: | Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | центр научной и политической мысли и идеологии | rusrand.ru | ||
Э2 | Интерфакс-Религия | www.interfax-religion.ru | ||
Э3 | Ислам и мусульмане России | www.islamnews.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Религия и идеология: философский аспект" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на зачете. Лекции по курсу «Религия и идеология: философский аспект взаимодействия» выстроены по структурно-типологическому принципу, и потому студент обязан знать понятийные, структурные и функциональные характеристики религии и идеологии. Также обучающийся должен быть способным изложить современные идеологические концепции различных религиозных систем (индуизм, буддизм, христианство, ислам), особенно их российскую специфику, в отношении институтов власти, семьи, образования и т.п. на основании имеющихся официальных документов. На практических занятиях студент для получения положительной оценки на зачете обязан выступать с докладами по заранее выданным преподавателем темам, соответствующим содержанию курса. К тому же он обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных религиозных идеологий, сложившихся к настоящему времени. Умение анализировать перспективы разных религиозных идеологий в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала. В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Религия и идеология: философский аспект взаимодействия». Способность студента оценивать как историческую роль различных религиозных идеологий, так и их роль в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины. |