МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этические основы социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 12 6 12
Сам. работа 58 52 58 52
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Этические основы социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления; сформировать понимание важности этической регламентации и оценки деятельности специалиста по социальной работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные моральные нормы и ценности социальной работы;
профессионально-этические требования к деятельности социального работника;
особенности профессиональных отношений в социальной работе, типы взаимоотношений с клиентом.
3.2.Уметь:
3.2.1.
оценивать различные аспекты профессиональной деятельности социальнонго работника с точки зрения их этического содержания;анализировать правильность применения и соблюдения профессионально-этических требований в деятельности специалиста по социальной работе; анализировать, описывать, применять полученные теоретические знания на практике; анализировать правильность их применения.
разрешать этические дилеммы, возникающие в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессионального взаимодействия с использованием различных средств общения;основными навыками правильного воспроизведения этических понятий и категорий и их практического применения;
владения техниками эффективной профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональная этика социальной работы
1.1. Этика как наука.Моральные нормы, принципы, ценности социальной работы Профессиональная этика социальной работы Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Этика как наука Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Этика как наука Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Профессиональная этика социальной работы Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Профессиональная этика социальной работы Сам. работа 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Профессионально-этические кодексы социальных работников различных стран
2.1. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.Особенности этического кодекса социального работника. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Особенности этического кодекса социального работника. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Моральные нормы, принципы, ценности социальной работы Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Социально-психологическая компетентность социального работника
3.1. Профессионально-этические требования и профессиограммы социального работника Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Профессионально-этические требования и профессиограммы социального работника Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Социально-психологическая компетентность социального работника Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Социально-психологическая компетентность социального работника Сам. работа 2 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы

1. Профессиональные ценности социальной работы.
2. Моральные нормы и ценности социальной работы.
3. Типы взаимоотношений социального работника и клиента.
4. Личностно-нравственные качества социального работника.
5. Профессиональные роли и обязанности социального работника.
6. Профессиональный долг социального работника.
7. Понятие общения в психологии. Роль общения в практике социальной работы.
8. Профессиональные требования к социальному работнику.
9. Принципы социальной работы и личность профессионала.
10. Толерантность как принцип социальной работы.
11. Деонтология социальной работы.
12. Этикетные правила в практике социальной работы.
13. Основные принципы профессионально-этического кодекса социальных работников в России.
14. Особенности отношений в социальной работе.
15. Основные категории и разделы этики.
16. Основные принципы поведения и облика социального работника.
17. Этические обязательства социального работника перед клиентами.
18. Этические обязательства социального работника по отношению к коллегам.
19. Этические обязанности социального работника перед своей профессией.
20. Этическая ответственность социального работника перед обществом.
21. Этические кодексы социальных работников различных сторон.
22. Этические дилеммы в практике социальной работы.
23. Восприятие и понимание как проблема в процессе взаимодействия социального работника и клиента.
24. Невербальное общение в практике социальной работы.
25. Вербальное общение в практике социальной работы (культура речевого общения).
26. Особенности общения социального работника с клиентом, находящимся в состоянии психологического кризиса.
27. Основные принципы этики делового общения.
28. Социально-психологические барьеры в общении социального работника и клиента.
29. Пути повышения эффективности профессионального общения.
30. Профессиональное общение как обмен информацией.
31. Профессиональное общение как интеракция.
32. Социально-психологическое пространство и его роль в практике социальной работы.
33. Проблема взаимодействия социального работника и клиента в процессе консультативной беседы.
34. Этический кодекс социальной работы и проблема прав человека.
Практические задания
1. Разработайте структуру профессиограммы специалиста по социальной работе.
2. Разработайте классификацию профессионально важных качеств специалиста по социальной работе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
Перечень тем

1. Профессиональные ценности социальной работы.
2. Необходимые профессионально важные качества социального работника.
3. Деловое общение в практике социальной работы.
4. Этика делового общения.
5. Понятие социально-психологического пространства и его роль в общении.
6. Структура и функции общения.
7. Социальные нормы: их роль в общении.
8. Этические кодексы социальных работников различных стран.
9. Процесс восприятия человека человеком (концепция Бодалева А.А.).
10. Вербальные средства общения.
11. Невербальные средства общения.
12. Модели общения.
13. Межличностное общение и этикет.
14. Деловой этикет социального работника.
15. Профессиональное общение с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса.
16. Проблема взаимодействия практика социальной работы и клиента.
17. Пути повышения эффективности профессионального общения социального работника.
18. Социально-психологические барьеры в общении.
19. Этические дилеммы в практике социальной работы.
20. Принципы социальной работы и личность профессионала.
21. История становления этических традиций на Руси.
22. Национальные особенности делового общения.
23. Профессиональное общение социального работника.
24. Нормы морали и социальная работа.
25. История этических учений.
26. Профессиональный долг социального работника.
27. Этика делового общения.
28. Этика профессионального общения социального работника.
29. Культура и этика общения.
30. Функции и значение этического кодекса для деятельности специалиста по социальной работе.
31. Профессионально важные качества социального работника.
32. Профессиональные этические кодексы за рубежом.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наместникова И. В. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холостова Е.И. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Холостова Е.И. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э2 www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э3 www.int-edu.ru (Институт новых технологий образования);
Э4 www.1september.ru (Издательский дом «1 сентября»);
Э5 www.prosv.ru (Издательство «Просвещение»);
Э6 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 www.bspu.altai.su/public/educ.doc/homt.html (Библиотека методиста образовательной среды);
Э8 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 Курс в Moodle "Этические основы социальной работы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины



Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- Кейс-задача выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Тренинговое упражнение выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
- Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание отражают различные аспекты социальной культуры профессиональной деятельности, профессионально-этических требований к специалисту по социальной работе в процессе ее осуществления. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопросы.