МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Субкультура интеллигенции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
д.ф.н., Зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Субкультура интеллигенции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с ценностными ориентациями и образом жизни интеллигенции как социального слоя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6.1 Использует инструменты и методы управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
УК-6.2 Определяет приоритеты собственной деятельности, личностного развития и профессионального роста
УК-6.3 Оценивает требования рынка труда и предложения образовательных услуг для выстраивания траектории собственного профессионального роста
УК-6.4 Строит профессиональную карьеру и определяет стратегию профессионального развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.разные подходы к пониманию интеллигенции в западной и российской традициях.
3.2.Уметь:
3.2.1.распознавать черты интеллигенции, присущие представителям различных социальных групп и профессиональных субкультур.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сопоставительного анализа интеллигентской субкультуры с субкультурой современных интеллектуалов, с образом жизни западного среднего класса и т.п.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие интеллигенции, ее роль в истории российской культуры.
1.1. Понятие интеллигенции: варианты, трактовки Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие интеллигенции: варианты, трактовки Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие интеллигенции: варианты, трактовки Практические 5 4 Л2.1, Л1.1
1.4. Интеллигенция в истории российской культуры Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Интеллигенция в истории российской культуры Практические 5 4 Л2.1, Л1.1
1.6. Интеллигенция в истории российской культуры Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.7. Социокультурные функции интеллигенции Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Социокультурные функции интеллигенции Практические 5 4 Л2.1, Л1.1
1.9. Социокультурные функции интеллигенции Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.10. Интеллигенция в контексте современного западного общества Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Интеллигенция в контексте современного западного общества Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Интеллигенция в контексте современного западного общества Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.13. Ценностные ориентации и образ жизни современного интеллигента Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Ценностные ориентации и образ жизни современного интеллигента Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Ценностные ориентации и образ жизни современного интеллигента Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.16. Субкультурные особенности сельской интеллигенции Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.17. Субкультурные особенности сельской интеллигенции Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.18. Субкультурные особенности сельской интеллигенции Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.19. Дифференциация интеллигенции как социального слоя в современной России Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.20. Дифференциация интеллигенции как социального слоя в современной России Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.21. Историческая миссия и перспективы развития российской интеллигенции Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.22. Историческая миссия и перспективы развития российской интеллигенции Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.23. Историческая миссия и перспективы развития российской интеллигенции Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов
Теоретические задания по дисциплине «Субкультура интеллигенции»:
1.Понятие интеллигенции: различные трактовки в западной и российской традициях.
2.Интеллигенция в истории российской культуры.
3.Проблема доверия в самоопределении российской интеллигенции.
4.Место и роль (социокультурные функции) интеллигенции в жизни современного общества.
5.Место интеллигенции в социальной структуре современного западного и российского общества.
6.Формирование ценностных ориентаций и образа жизни интеллигенции в истории европейской культуры (по К. Манхейму).
7.Статусно-ролевая дифференциация интеллигенции в постсоветской России.
8.Субкультурные черты российской интеллигенции и их трансформация в современных условиях.
9.Механизмы воспроизводства интеллигенции и ее субкультуры на современном этапе общественного развития.
10.«Трагедия интеллигенции» как русский вопрос.
11.Образы интеллигенции в русской художественной литературе и искусстве.
12.Понятие творческой интеллигенции, особенности ее субкультуры.
13.Роль интеллигенции в революционных и эволюционных преобразованиях российского общества (история и современность).
14.Образ жизни учителей и врачей как профессиональных групп современной интеллигенции.
15.Сельская интеллигенция: субкультурные особенности и характер трансформации.
16.Оппозиция технической и гуманитарной интеллигенции в российском и современном западном обществе.
17.Проблема соотношения студенческой субкультуры и субкультуры интеллигенции.
18.Проблема вины и ответственности социогуманитарной интеллигенции за состояние культуры и общества в современной России.
19.Социально-психологический портрет современного российского интеллигента.
20.Интеллигенция и будущее российского общества.
Практические задания по дисциплине «Субкультура интеллигенции»:
1. Приведите образы дворянской интеллигенции (так называемых лишних людей) в русской художественной литературе.
2. Покажите, как видоизменяется выполнение просветительской роли современной российской интеллигенции.
3. Проведите сравнительный анализ ценностных ориентаций и образа жизни российской интеллигенции и западных интеллектуалов.
4. Смоделируйте «идеальный» образ современного российского интеллигента.
5. Проведите анализ причин и механизмов размывания интеллигентной субкультуры в современной России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание).: СПб.: Лань,, 2014. https://e.lanbook.com/book/44812#authors
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Субкультура интеллигенции" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.