Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.03. Религиоведение |
Профиль | Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_03_Религ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Религия и образование» является формирование у будущих специалистов в области религиоведения представления о процессе становления, философского обоснования и взаимодействия религии и образования в европейской, отечественной истории и правовой традиции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ПК-2 | способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основную религиоведческую, философскую и социально-политическую литературу; феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях; основы научно-исследовательской деятельности религиоведения и педагогики; современные информационные технологии, применяемые в образовательной сфере |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно анализировать литературу по религиозно-педагогической тематике, осуществлять анализ тенденций социально-экономического и духовного развития общества; описывать с позиции академического религиоведения данные традиции; формулировать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; пользоваться современными информационными технологиями в образовании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками прогнозирования дальнейшего развития социально-экономических и духовных векторов развития общества; способностью анализировать религиозный опыт ; навыками решения религиозно-образовательных задач на основе углубленных профессиональных знаний; навыками библиографической работы с помощью современных информационных технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика понятий «религия», «образование». Основные представления о задачах религии и образования. | ||||||
1.1. | Место религии и образования в общественной и частной жизни. Отношение к образованию в различных культурах и цивилизациях | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Общая характеристика понятий «религия», «образование». | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3 |
1.3. | Место религии и образования в общественной и частной жизни. Отношение к образованию в различных культурах и цивилизациях | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
1.4. | Место религии и образования в общественной и частной жизни. Отношение к образованию в различных культурах и цивилизациях | Сам. работа | 3 | 16 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Религия и образование в древних цивилизациях | ||||||
2.1. | История религии и образования. Религия и образование в древних цивилизациях, в государствах Двуречья, древнем Египте, странах Востока. Христианская идеология образования Средневековой Европы. История религии и образование в исламском мире | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | История религии и образования. Религия и образование в древних цивилизациях, в государствах Двуречья, древнем Египте, странах Востока. Христианская идеология образования Средневековой Европы. История религии и образование в исламском мире | Практические | 3 | 4 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | История религии и образования. Религия и образование в древних цивилизациях, в государствах Двуречья, древнем Египте, странах Востока. Христианская идеология образования Средневековой Европы. История религии и образование в исламском мире | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Образование и религия в средневековой Руси (IX-XVII вв.). | ||||||
3.1. | Образование и религия в России XVIII вв. Образование и религия в России в XIX – начале XXв. | Лекции | 3 | 1 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
3.2. | Образование и религия в средневековой Руси (IX-XVII вв.). | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
3.3. | Образование и религия в России XVIII вв. Образование и религия в России в XIX – начале XXв. | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
3.4. | Образование и религия в России XVIII вв. Образование и религия в России в XIX – начале XXв. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-3, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 4. Образование и религия: XX - XXIв. | ||||||
4.1. | Образование и религия в современный период | Лекции | 3 | 1 | ОК-3, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Образование и религия в современный период | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
4.3. | Образование и религия в современный период | Сам. работа | 3 | 14 | ОК-3, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.М. Столяренко | Общая педагогика : учебное пособие | М. : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Путилова, Л. М | Философия и история образования : учебник для академического бакалавриата : | М. : Издательство Юрайт , 2018. | www.biblio-online.ru/book/694A0C7D-3327-4D83-9766-8C8E40360935 |
Л1.3 | Каптерев, П. Ф. | Каптерев, П. Ф. История русской педагогии в 2 ч. Часть 1. Церковно-религиозная и государственная педагогия : учебное пособие для вузов . : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/4A15123F-267D-4904-87B6-5450A5A65093. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дмитриев В.В. | Религиоведение: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов | Педагогика: учебник | М.: Академия, 2011 | |
Л2.3 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2016 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Тимирясов В.Г. | Нравственный потенциал религиозного воспитания: | Казань: Познание, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257759 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Ю.С. Васечко | Методическое пособие к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры».: | Москва: Русское слово , 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Народы и религии евразии | journal.asu.ru | ||
Э2 | Религиоведение и регионоведение России | vk.com | ||
Э3 | Министерство науки и высшего образования РФ | minobrnauki.gov.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя. Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала. Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема. При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии. Учащиеся учатся самостоятельно анализировать литературу, осуществлять анализ тенденций социально-экономического и духовного развития общества; описывать с позиции академического религиоведения данные традиции; формулировать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; пользоваться современными информационными технологиями. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. Учащиеся овладевают навыками прогнозирования дальнейшего развития социально-экономических и духовных векторов развития общества; способностью анализировать религиозный опыт; навыками решения данных задач на основе углубленных профессиональных знаний; навыками библиографической работы с помощью современных информационных технологий. На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя. Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. Учащиеся узнают феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях; основы научно-исследовательской деятельности религиоведения и педагогики; современные информационные технологии. |