МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религия и образование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Религия и образование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Религия и образование» является формирование у будущих специалистов в области религиоведения представления о процессе становления, философского обоснования и взаимодействия религии и образования в европейской, отечественной истории и правовой традиции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-2 способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основную религиоведческую, философскую и социально-политическую литературу; феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях; основы научно-исследовательской деятельности религиоведения и педагогики; современные информационные технологии, применяемые в образовательной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно анализировать литературу по религиозно-педагогической тематике, осуществлять анализ тенденций социально-экономического и духовного развития общества; описывать с позиции академического религиоведения данные традиции; формулировать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; пользоваться современными информационными технологиями в образовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками прогнозирования дальнейшего развития социально-экономических и духовных векторов развития общества; способностью анализировать религиозный опыт ; навыками решения религиозно-образовательных задач на основе углубленных профессиональных знаний; навыками библиографической работы с помощью современных информационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика понятий «религия», «образование». Основные представления о задачах религии и образования.
1.1. Место религии и образования в общественной и частной жизни. Отношение к образованию в различных культурах и цивилизациях Лекции 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
1.2. Общая характеристика понятий «религия», «образование». Практические 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3
1.3. Место религии и образования в общественной и частной жизни. Отношение к образованию в различных культурах и цивилизациях Практические 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
1.4. Место религии и образования в общественной и частной жизни. Отношение к образованию в различных культурах и цивилизациях Сам. работа 3 16 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Религия и образование в древних цивилизациях
2.1. История религии и образования. Религия и образование в древних цивилизациях, в государствах Двуречья, древнем Египте, странах Востока. Христианская идеология образования Средневековой Европы. История религии и образование в исламском мире Лекции 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
2.2. История религии и образования. Религия и образование в древних цивилизациях, в государствах Двуречья, древнем Египте, странах Востока. Христианская идеология образования Средневековой Европы. История религии и образование в исламском мире Практические 3 4 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
2.3. История религии и образования. Религия и образование в древних цивилизациях, в государствах Двуречья, древнем Египте, странах Востока. Христианская идеология образования Средневековой Европы. История религии и образование в исламском мире Сам. работа 3 12 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Образование и религия в средневековой Руси (IX-XVII вв.).
3.1. Образование и религия в России XVIII вв. Образование и религия в России в XIX – начале XXв. Лекции 3 1 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
3.2. Образование и религия в средневековой Руси (IX-XVII вв.). Практические 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
3.3. Образование и религия в России XVIII вв. Образование и религия в России в XIX – начале XXв. Практические 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
3.4. Образование и религия в России XVIII вв. Образование и религия в России в XIX – начале XXв. Сам. работа 3 10 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Образование и религия: XX - XXIв.
4.1. Образование и религия в современный период Лекции 3 1 ОК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
4.2. Образование и религия в современный период Практические 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2
4.3. Образование и религия в современный период Сам. работа 3 14 ОК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Столяренко Общая педагогика : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Путилова, Л. М Философия и история образования : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт , 2018. www.biblio-online.ru/book/694A0C7D-3327-4D83-9766-8C8E40360935
Л1.3 Каптерев, П. Ф. Каптерев, П. Ф. История русской педагогии в 2 ч. Часть 1. Церковно-религиозная и государственная педагогия : учебное пособие для вузов . : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4A15123F-267D-4904-87B6-5450A5A65093.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: учебник М.: Академия, 2011
Л2.3 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.4 Тимирясов В.Г. Нравственный потенциал религиозного воспитания: Казань: Познание, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257759
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ю.С. Васечко Методическое пособие к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры».: Москва: Русское слово , 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Народы и религии евразии journal.asu.ru
Э2 Религиоведение и регионоведение России vk.com
Э3 Министерство науки и высшего образования РФ minobrnauki.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии. Учащиеся учатся самостоятельно анализировать литературу, осуществлять анализ тенденций социально-экономического и духовного развития общества; описывать с позиции академического религиоведения данные традиции; формулировать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; пользоваться современными информационными технологиями.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. Учащиеся овладевают навыками прогнозирования дальнейшего развития социально-экономических и духовных векторов развития общества; способностью анализировать религиозный опыт; навыками решения данных задач на основе углубленных профессиональных знаний; навыками библиографической работы с помощью современных информационных технологий.
На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя. Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. Учащиеся узнают феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях; основы научно-исследовательской деятельности религиоведения и педагогики; современные информационные технологии.