МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление рисками и системный анализ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_ТБ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Суханов С.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление рисками и системный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 656500 – «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» утвержден Министерством образования РФ 05.04.2000 г. РЕГ. № 304 ТЕХ/ДС.

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент, Хворова Л.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент, Хворова Л.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение новых знаний и практических навыков в области математического и компьютерного моделирования реальных процессов и явлений, исследование на их основе степени безопасности техногенных систем, оценок экологических рисков.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью организовывать и возглавлять работу небольшого коллектива инженерно-технических работников, работу небольшого научного коллектива, готовность к лидерству
ОК-2: способностью и готовностью к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям
ОК-5: способностью к анализу и синтезу, критическому мышлению, обобщению, принятию и аргументированному отстаиванию решений
ПК-13: способностью применять методы анализа и оценки надежности и техногенного риска
ПК-19: умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания
ПК-21: способностью разрабатывать рекомендации по повышению уровня безопасности объекта
ПК-23: способностью проводить экспертизу безопасности объекта, сертификацию изделий машин, материалов на безопасность
ПК-24: способностью проводить научную экспертизу безопасности новых проектов, аудит систем безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные категории системного анализа и моделирования;
- базовые методы статистического анализа данных;
- методы спецификации и идентификации зависимостей;
- базовые модели "Доза-Риск".

3.2.Уметь:
3.2.1.- выполнять сбор и обработку данных, выполнять предварительный анализ данных;
- выполнять спецификацию и идентификацию параметров модели, оценку адекватности;
- применять методы статистического анализа для оценки статистически значимых различий действия/бездействия качественных и количественных факторов;
- применять метод наименьших квадратов для оценки параметров модели линейной регрессии в моделях Доза-Риск;
- решать обратную задачу оценки рисков в случае одномерности или многомерности факторного пространства;
- делать выводы и интерпретировать результаты по итогам моделирования.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- постановки проблематики системного исследования, ставить задачи системного анализа;
- применения статистических методов для сбора и анализа данных в области БЖД;
- применения методов математического моделирования процессов вида "Доза-Риск";
- получения оценок величин предельно-допустимой доз (ы) в случае многомерности (одномерности) факторов риска с целью управления рисками;
- получения практически значимых выводов и рекомендаций по применению результатов системного анализа на практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в системный анализ и моделирование
1.1. Основные понятия системного анализа и теории моделирования. Классификация моделей систем и методов моделирования Лекции 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-19, ПК-21, ПК-23, ПК-24 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Многофакторные модели риска. Управление рисками на основе результатов моделирования. Лекции 1 2 ОК-2, ПК-24 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Анализ рисков, подходы к измерению и моделированию. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-21 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Подходы к измерению. Методы предварительной обработки данных на примере геоданных. Преобразование данных геоданных. Практические 1 10 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-19, ПК-21, ПК-23, ПК-24 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Сбор и обработка геоданных данных. Статистический анализ значимости. Практические 1 14 ОК-1, ОК-5, ПК-19, ПК-24 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Введение в системный анализ и ГИС. Чтение литературы. Сам. работа 1 36 ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-19, ПК-21, ПК-23, ПК-24 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Сбор и обработка геоданных данных. Статистический анализ значимости. Сам. работа 1 40

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_2018_УРиСА_Зачет.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, В.А. Валентинов Теория систем и системный анализ : учебник М. : Дашков и Ко, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116009
Л1.2 Белов П.Г. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2015 https://www.biblio-online.ru/viewer/5471D44E-2B8B-45A8-90F0-C4C4416B0C39#page/1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 https://e.lanbook.com/book/93446
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций : Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центральная база статистических данных РОСТАТ РФ [Электронный ресурс] www.gks.ru
Э2 Электронная библиотека "Елайбрари" http://elibrary.ru
Э3 Электронный курс в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=891
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Нет

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.