МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы всеобщей истории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_Историч науки и археология-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., зав.кафедрой, Чернышов Юрий Георгиевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы всеобщей истории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г.

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Расширить и закрепить знания аспирантов об основных проблемах всеобщей истории, дать студентам комплексное представление о проблемах влияния этнических стереотипов, имиджа страны и региона на мировой политический процесс. Для достижения этой цели ставятся задачи: с учетом современных научных подходов последовательно рассмотреть стадии развития человеческого общества; в ходе исторических экскурсов изучить истоки многих проблем мирового политического процесса, связанных с взаимным восприятием стран и народов; выявить тенденции, наиболее характерные для современной ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовностью к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание, особенности и современные тенденции всемирно исторического процесса с учетом специфики истории западной цивилизации и на этой основе иметь сложившуюся научную картину глобального мира с учетом тесной взаимосвязи между всеми сферами жизхни современого общества: экономики, политики, культуры, идеологии
3.2.Уметь:
3.2.1.сформулировать собственную научную профессиональную позицию по актуальным проблемам истории западной цивилизации с учетом возможностей методов междисциплинарного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реконструкции, научного изложения фактического материала и его интерпретации с использованием новейших достижений исторической науки и смежных обществоведческих дисциплин (политологии, социологии и культурологии)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные черты и особенности современного мирового политического процесса
1.1. Концепции политического реализма и политического модернизма. Структура системы международных отношений. Закономерности и этапы развития современной международной политической системы. Государства как основные субъекты международной политической системы. Классические и современные геополитические концепции. Понятие “силы” в международной политике. Геополитическая конфигурация современного мира. Полярность системы международных отношений. Многополярная, биполярная, однополярная системы. Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Концепции политического реализма и политического модернизма. Структура системы международных отношений. Закономерности и этапы развития современной международной политической системы. Государства как основные субъекты международной политической системы. Классические и современные геополитические концепции. Понятие “силы” в международной политике. Геополитическая конфигурация современного мира. Полярность системы международных отношений. Многополярная, биполярная, однополярная системы. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Глобализация как историческое явление
2.1. Понятие глобализации. Истоки и основные направления глобализации. Причины превращения ряда узловых проблем общественного развития в глобальные. Субъекты и объекты глобализации. Влияние глобализации на политическую жизнь в обществе. Глобализация и демократия. Экологические последствия глобализации. Основные глобальные проблемы современности, их сущность и пути решения. Роль России в решении глобальных проблем. Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие глобализации. Истоки и основные направления глобализации. Причины превращения ряда узловых проблем общественного развития в глобальные. Субъекты и объекты глобализации. Влияние глобализации на политическую жизнь в обществе. Глобализация и демократия. Экологические последствия глобализации. Основные глобальные проблемы современности, их сущность и пути решения. Роль России в решении глобальных проблем. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Новые информационные и коммуникационные технологии, их влияние на историческое развитие
3.1. Распространение Интернета и средств мобильной связи как фактор современного политического процесса. Изменение роли СМИ и пиар-технологий. «Холодная война» как война коммуникаций. Современная «информационная война», основные черты и методы ее ведения. Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Распространение Интернета и средств мобильной связи как фактор современного политического процесса. Изменение роли СМИ и пиар-технологий. «Холодная война» как война коммуникаций. Современная «информационная война», основные черты и методы ее ведения. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Появление новых участников на международной сцене
4.1. НКО, ТНК, внутриполитические регионы. Понятия «актор», «субъект», «участник». Характеристика субъектов мирового политического процесса. Государства как субъекты мирового политического процесса. Усиление роли международных организаций, объединений, корпораций в мировом сообществе. «Альтернативные» участники. Россия как субъект мирового политического процесса. Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. НКО, ТНК, внутриполитические регионы. Понятия «актор», «субъект», «участник». Характеристика субъектов мирового политического процесса. Государства как субъекты мирового политического процесса. Усиление роли международных организаций, объединений, корпораций в мировом сообществе. «Альтернативные» участники. Россия как субъект мирового политического процесса. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Национализм в истории и в современном мире
5.1. Проблемы определения «национализма». Национализм и патриотизм. Основные элементы идеологии национализма. Национальная самоидентификация. Нации и «национальные государства». Роль националистических движений в истории и в современном мире. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.2. Проблемы определения «национализма». Национализм и патриотизм. Основные элементы идеологии национализма. Национальная самоидентификация. Нации и «национальные государства». Роль националистических движений в истории и в современном мире. Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Терроризм и его проявления в новейшей истории
6.1. Виды терроризма. Этнический и религиозный терроризм. Проблемы определения понятия «международный терроризм». Связь международного терроризма с процессами глобализации. Формы и методы противодействия терроризму. Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.2. Виды терроризма. Этнический и религиозный терроризм. Проблемы определения понятия «международный терроризм». Связь международного терроризма с процессами глобализации. Формы и методы противодействия терроризму. Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Сепаратистские движения в новейшей истории
7.1. Виды сепаратизма. Сепаратизм, идея политического суверенитета и право на самоопределение. Двойные стандарты в международной практике. Роль сепаратистских движений в современном мире. Россия и проблемы сепаратизма. Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
7.2. Виды сепаратизма. Сепаратизм, идея политического суверенитета и право на самоопределение. Двойные стандарты в международной практике. Роль сепаратистских движений в современном мире. Россия и проблемы сепаратизма. Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Регулирование мирового политического процесса (исторический аспект)
8.1. Развитие межгосударственного взаимодействия со второй половины XX в.: новая роль и возможности дипломатии. Идея «мирового гражданского общества». Развитие межправительственных международных организаций. Изменение роли ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Новые структуры управления мировым политическим процессом. Россия и эволюция форм ее участия в регулировании мирового политического процесса. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
8.2. Развитие межгосударственного взаимодействия со второй половины XX в.: новая роль и возможности дипломатии. Идея «мирового гражданского общества». Развитие межправительственных международных организаций. Изменение роли ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Новые структуры управления мировым политическим процессом. Россия и эволюция форм ее участия в регулировании мирового политического процесса. Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Использование негативных этнических стереотипов в мировой политике XX – начала XXI вв.
9.1. Этнические стереотипы, толерантность и ксенофобия, этноконфессиональные конфликты. Использование в политической пропаганде стереотипизированного «образа врага». Роль этностереотипов в демократических и тоталитарных государствах. Проблемы нейтрализации негативных стереотипов и воспитания толерантного отношения к другим народам. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
9.2. Этнические стереотипы, толерантность и ксенофобия, этноконфессиональные конфликты. Использование в политической пропаганде стереотипизированного «образа врага». Роль этностереотипов в демократических и тоталитарных государствах. Проблемы нейтрализации негативных стереотипов и воспитания толерантного отношения к другим народам. Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Основные черты исторически сформировавшегося имиджа России на Западе
10.1. Имидж и образ страны и государства. Условно-статичные, условно-динамичные и ожидаемые в будущем факторы. Положительные и отрицательные стереотипы восприятия России. Роль СМИ и степень зависимости реального имиджа страны от проводимой имиджевой политики. Имиджевая составляющая российской государственной символики – флаг, герб, гимн. Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
10.2. Подготовка к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 4 70 ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хамидуллин Н. Р. Социальные изменения в современном мире (глобализация): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смагина С.М. Российский политический процесс в региональном измерении: модернизационные аспекты (XX - начало XXI вв.): учебное пособие Издательство ЮФУ, 2011 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Актуальные проблемы всеобщей истории» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Актуальные проблемы всеобщей истории» представляет собой авторскую разработку, включающую в себя органично связанные лекции и практические занятия по наиболее актуальным проблемам всеобщей истории.
Данные проблемы рассматриваются преимущественно через призму взаимного восприятия разных стран и народов. Особенное значение эта тема приобрела в условиях глобализации, когда резко интенсифицировались межгосударственные, межнациональные и межконфессиональные контакты, когда проявления ксенофобии и нетерпимости начинают все больше угрожать стабильности и безопасности во всем мире. Необходимо всесторонне изучать то, как формируются стереотипы и как они влияют на поведение различных социальных групп, каковы механизмы воздействия имиджевой политики на международные отношения и т.д. Все это возможно сделать лишь в рамках междисциплинарных исследований, учитывающих данные таких наук, как антропология, имиджелогия, история, политология, регионоведение, социология, этническая психология и др. Освоение студентами этих данных имеет большое значение и для научной, и для мировоззренческой подготовки молодых специалистов.
Структура курса определена вышеназванными целями и задачами. Три основных раздела лекционного курса посвящены актуальным вопросам всеобщей истории, их преломлению в свете изучения этнических стереотипов, имиджа страны и региона. Внутри каждого из разделов последовательно рассматриваются определения этих явлений, их формирование, виды, свойства, функции и влияние на всеобщую историю. Широко используется фактический материал как из истории, так и из современности. Практические занятия посвящены основным проблемам исторического процесса.
Формы работы студентов – лекции, выполнение самостоятельных заданий, доклады и работа на практических занятиях, на основании чего выставляется итоговая оценка (экзамен).