МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Субкультура интеллигенции
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н, Доцент, Прокопьева Н.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Субкультура интеллигенции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с ценностными ориентациями и образом жизни интеллигенции как социального слоя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6.1: Использует инструменты и методы управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
УК-6.2: Определяет приоритеты собственной деятельности, личностного развития и профессионального роста
УК-6.3: Оценивает требования рынка труда и предложения образовательных услуг для выстраивания траектории собственного профессионального роста
УК-6.4: Строит профессиональную карьеру и определяет стратегию профессионального развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.разные подходы к пониманию интеллигенции в западной и российской традициях.
3.2.Уметь:
3.2.1.распознавать черты интеллигенции, присущие представителям различных социальных групп и профессиональных субкультур.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сопоставительного анализа интеллигентской субкультуры с субкультурой современных интеллектуалов, с образом жизни западного среднего класса и т.п.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие интеллигенции, ее роль в истории российской культуры.
1.1. Понятие интеллигенции: варианты, трактовки Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие интеллигенции: варианты, трактовки Практические 2 2
1.3. Понятие интеллигенции: варианты, трактовки Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
1.4. Интеллигенция в истории российской культуры Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Интеллигенция в истории российской культуры Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Интеллигенция в истории российской культуры Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
1.7. Социокультурные функции интеллигенции Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Социокультурные функции интеллигенции Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Социокультурные функции интеллигенции Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
1.10. Интеллигенция в контексте современного западного общества Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Интеллигенция в контексте современного западного общества Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Интеллигенция в контексте современного западного общества Сам. работа 2 14 Л2.1, Л1.1
1.13. Ценностные ориентации и образ жизни современного интеллигента Сам. работа 2 14 Л2.1, Л1.1
1.14. Субкультурные особенности сельской интеллигенции Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
1.15. Историческая миссия и перспективы развития российской интеллигенции Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
1.16. Зачет 2 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов
Теоретические задания по дисциплине «Субкультура интеллигенции»:
1.Понятие интеллигенции: различные трактовки в западной и российской традициях.
2.Интеллигенция в истории российской культуры.
3.Проблема доверия в самоопределении российской интеллигенции.
4.Место и роль (социокультурные функции) интеллигенции в жизни современного общества.
5.Место интеллигенции в социальной структуре современного западного и российского общества.
6.Формирование ценностных ориентаций и образа жизни интеллигенции в истории европейской культуры (по К. Манхейму).
7.Статусно-ролевая дифференциация интеллигенции в постсоветской России.
8.Субкультурные черты российской интеллигенции и их трансформация в современных условиях.
9.Механизмы воспроизводства интеллигенции и ее субкультуры на современном этапе общественного развития.
10.«Трагедия интеллигенции» как русский вопрос.
11.Образы интеллигенции в русской художественной литературе и искусстве.
12.Понятие творческой интеллигенции, особенности ее субкультуры.
13.Роль интеллигенции в революционных и эволюционных преобразованиях российского общества (история и современность).
14.Образ жизни учителей и врачей как профессиональных групп современной интеллигенции.
15.Сельская интеллигенция: субкультурные особенности и характер трансформации.
16.Оппозиция технической и гуманитарной интеллигенции в российском и современном западном обществе.
17.Проблема соотношения студенческой субкультуры и субкультуры интеллигенции.
18.Проблема вины и ответственности социогуманитарной интеллигенции за состояние культуры и общества в современной России.
19.Социально-психологический портрет современного российского интеллигента.
20.Интеллигенция и будущее российского общества.
Практические задания по дисциплине «Субкультура интеллигенции»:
1. Приведите образы дворянской интеллигенции (так называемых лишних людей) в русской художественной литературе.
2. Покажите, как видоизменяется выполнение просветительской роли современной российской интеллигенции.
3. Проведите сравнительный анализ ценностных ориентаций и образа жизни российской интеллигенции и западных интеллектуалов.
4. Смоделируйте «идеальный» образ современного российского интеллигента.
5. Проведите анализ причин и механизмов размывания интеллигентной субкультуры в современной России.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание).: СПб.: Лань,, 2014. https://e.lanbook.com/book/44812#authors
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Субкультура интеллигенции" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1735
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.