Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | является формирование у выпускников квалификации для выполнения профессиональной деятельности в сферах науки (научные исследования в области религиоведения), образования (преподавание религиоведческих, а также гуманитарных дисциплин, связанных с глубокими знаниями в области религиоведения, в высших и средних учебных заведениях), журналистики (публикации в области религиозной культуры), культуры (музейно-выставочная деятельность, связанная с предметами религиозной культуры; работа с религиозной литературой в библиотеках и архивах), религиозного туризма (разработка маршрутов, связанных с памятниками религиозной культуры). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-4 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-1 | способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | формы и принципы взаимодействия церкви и общества, основные документы, регулирующие основы взаимодействия церкви со средствами массовой информации, типологию конфессиональных изданий в российском и зарубежном медиапространстве. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять тему, цели и задачи текстов конфессиональных СМИ, формулировать основные выдвигаемые конфессиональными СМИ проблемы, делать экспертный обзор современных конфессиональных СМИ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком описания и анализа проблематики конфессиональных СМИ, навыками анализа и оценки мировоззренческой составляющей поднимаемых в СМИ проблем религии, критериями оценки взглядов церковных лидеров и лидеров общественного мнения по проблемам религиозной жизни обществ и его граждан. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Религия и СМИ. Медиатизация института религии | ||||||
1.1. | СМИ в межконфессиональном взаимодействии в решении вопросов консолидации общества. Понятие «конфессиональная журналистика», ее цели и задачи. Специфическая информация и проблема терминологического «перевода». Баланс точек зрения. Тенденции развития современных конфессиональных СМИ. Вызовы новейшей истории: национальный вопрос, толерантность и веротерпимость | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.2. | СМИ в межконфессиональном взаимодействии в решении вопросов консолидации общества. Понятие «конфессиональная журналистика», ее цели и задачи. Специфическая информация и проблема терминологического «перевода». Баланс точек зрения. Тенденции развития современных конфессиональных СМИ. Вызовы новейшей истории: национальный вопрос, толерантность и веротерпимость | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 2. Взаимодействие религиозных институтов со СМИ. Религиозные СМИ в системе СМК | ||||||
2.1. | Религиозный институт и институт СМИ: структура и функции. Стратегии взаимодействия религиозных институтов и СМИ. Современное общество и религия: конфликтные сферы (этика, мораль, социальные нормы, традиции и вызовы современности). Религиозные организации в пространстве массмедиа. Основными субъектами российского религиозного информационно-коммуникационного поля являются Русская православная церковь и Духовные управления мусульман России, также в нем присутствуют Римско-католическая церковь, еврейские организации и различные протестантские объединения | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
2.2. | Основные субъекты информационного взаимодействия | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
2.3. | Основные субъекты информационного взаимодействия | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 3. Религиозные СМИ: особенности и характеристики. Корпоративная принадлежность и социальные функции | ||||||
3.1. | Религиозные СМИ: особенности функционирования. Крупнейшие российские религиозные СМИ (пресса, радио, ТВ, интернет-медиа), их функции. Проблемы религиозных СМИ: определения, подходы, типология. Поликонфессиональный ландшафт РФ и актуальность и перспективы религиозных СМИ. Конфессиональная журналистика. Богословская журналистика. Религиозно-историческая журналистика. Религиоведческая журналистика. Религиозно-политическая журналистика. Религиозно-правовая журналистика. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
3.2. | Поликонфессиональный ландшафт РФ и актуальность и перспективы религиозных СМИ. Конфессиональная журналистика | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
3.3. | Поликонфессиональный ландшафт РФ и актуальность и перспективы религиозных СМИ. Конфессиональная журналистика | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
3.4. | Типы конфессиональных СМИ | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
3.5. | Типы конфессиональных СМИ | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
3.6. | Религия в светских СМИ | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
3.7. | Религия в светских СМИ | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 4. Традиционные СМИ России в освещении проблем религии | ||||||
4.1. | Система печати РПЦ до 1917 года: Преобладание газет над журналами в период возрождения религиозной печати. Крупнейшие издания - «Журнал Московской патриархии» (официальный орган Русской Православной Церкви), газета «Московский церковный вестник», «Церковь и время», «Богословские труды», «Альфа и Омега», «Русский пастырь». Возрождение российской религиозной печати в 1990-е гг.: Официальные печатные органы Русской Православной Церкви. Тематическое своеобразие журнальной периодики. Возобновление епархиальной печати, развитие приходской и обительской печати («Даниловский благовестник», «Троицкий благовестник», газета «Лампада» храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино и др.). Издания для семейного, детского и воскресного чтения – журналы «Православная беседа», «Пчелка», «Божий мир» и др. Отражение политических проблем в газетах «Сербия», «Русский собор», «Русь державная». Литературно-художественные и философские журналы, в которых отражается православная тематика - «Московский журнал», «Фома», «Слово», «Хоругвь», «Храм» и др. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
4.2. | Православие в журналистике и православная журналистика | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
4.3. | Православие в журналистике и православная журналистика | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 5. Типологическое и идейно-тематическое своеобразие конфессиональных СМИ | ||||||
5.1. | Религиозные каналы и передачи ТВ. Религиозные каналы и передачи радио. Религиозная печать. Современная газета. Электронные и печатные СМИ: особенности функционирования и изучения. Типология СМИ: подходы и проблемы. Светские СМИ и религиозное содержание. Религиоведческий материал: аналитика, интервью, опросы. Конфессиональные СМИ: теле-радио, печатные источники информации. Христианские СМИ и их роль в современном медиа-пространстве. Мусульманские СМИ. Проблемы корпоративного взаимодействия. Проблема взаимодействия СМИ и новых религиозных движений.. Особенности православного радиовещания. Телевизионные передачи о вере и церкви. Нишевые православные каналы. Православная документалистика. История религиозного сегмента Рунета. Религиозные онлайновые СМИ. Тематика полирелигиозных онлайновых СМИ | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.2. | Религиозные каналы и передачи ТВ. Религиозные каналы и передачи радио. Особенности православного радиовещания. Телевизионные передачи о вере и церкви. Нишевые православные каналы | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.3. | Религиозные каналы и передачи ТВ. Религиозные каналы и передачи радио. Особенности православного радиовещания. Телевизионные передачи о вере и церкви. Нишевые православные каналы | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.4. | Религиозный сегмент Рунета. Религиозные онлайновые СМИ. Тематика полирелигиозных онлайновых СМИ | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.5. | Религиозный сегмент Рунета. Религиозные онлайновые СМИ. Тематика полирелигиозных онлайновых СМИ | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.6. | Мусульманские СМИ. Религиозные СМИ прозападного и восточного толка (архаичные формы религии, индуизм, буддизм, иудаизм, христианство (католицизм, протестантизм). Проблемы корпоративного взаимодействия. Проблема взаимодействия СМИ и новых религиозных движений | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.7. | Мусульманские СМИ. Религиозные СМИ прозападного и восточного толка (архаичные формы религии, индуизм, буддизм, иудаизм, христианство (католицизм, протестантизм). Проблемы корпоративного взаимодействия. Проблема взаимодействия СМИ и новых религиозных движений | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 6. Аудитории средств массовой информации в религиозном измерении | ||||||
6.1. | Аудитория: определение понятия. Массовая и социально-групповая концепции аудитории. Постоянные, переменные и потенциальные аудитории. Механизм идентификации и его роль в формировании информационных интересов. Информационные потребности, ожидания, интересы. Особенности изучения восприятия, понимания и использования информации, поставляемой СМИ. Методы изучения аудитории. Рейтинги. Типы потребителей информации | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
6.2. | Религиозный дискурс СМИ– дискурс согласия или вражды | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
6.3. | Религиозный дискурс СМИ– дискурс согласия или вражды | Сам. работа | 5 | 9 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 7. Государственно-правовое регулирование деятельности СМИ, освещающих проблемы религии | ||||||
7.1. | Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений. Понятие информационного права: объекты информационного права. Методы правового регулирования в информационной сфере. Основные права и свободы в информационном праве. Структура информационного законодательства. Правовые аспекты доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Характеристика основных законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность СМИ. Основные конституционные положения информационного права стран развитых демократий. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
7.2. | Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений | Практические | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
7.3. | Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
7.4. | Экзамен | 5 | 27 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Исхаков Р. Л. | Этническая журналистика: учебное пособие | Москва: ФЛИНТА, УрФУ, 2018 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Амиров В. М. | Деловая журналистика: учебное пособие | Москва: ФЛИНТА, УрФУ, 2018 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Олешко Е. В. | Конвергентная журналистика : профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учебное пособие | Москва: Издательство «Флинта», 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Союз журналистов РФ | www.ruj.ru | ||
Э2 | Религия и СМИ | www.religare.ru | ||
Э3 | Информационно-аналитический портал о религии и СМИ | ruskline.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Религия и средства массовой информации" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений религиозных концепций с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке следует обратить особое внимание на детализацию каждого задания и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Необходимо обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа является важным средством овладения материалом дисциплины в свободное от учебных занятий время. Она может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, практическими заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа во внеаудиторное время состоит из: изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям; ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных; выполнения практических заданий; Тест. Тест содержит 20 вопросов. Подготовка к тестированию ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При прохождении итогового теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать именно один правильный ответ. Необходимо вникнуть в суть вопроса и внимательно прочесть каждый вариант ответа, не забывая об ограничении времени на прохождение теста. |