МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, М.В.Давыденко;к. иск., Доцент, Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И.Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Философия культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - рассмотреть сущность культуры как целостного феномена в контексте культурного самосознания человека, представленного в истории философской мысли.
Задачи - определить предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре, рассмотреть основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о сущности культуры как целостного феномена.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
- основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды;
- труды мыслителей крупнейших философских направлений.
Уметь:
- работать с прямыми источниками, анализировать сущность культуры;
- определять предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками философского исследования культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия культуры как научная дисциплина
1.1. Определение «философия культуры». Исследовательские подходы к определению сущности философии культуры. Лекции 9 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Функции философии культуры. Отечественная философия культуры.(Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). Сам. работа 9 12 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Философия культуры и комплекс культурологических дисциплин Практические 9 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры.Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения (Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). Сам. работа 9 12 ОК-1 Л1.1
Раздел 2. Представление о культуре в античности, средневековье, возрождении.
2.1. Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры. Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения. Сам. работа 9 4 ОК-1 Л1.1, Л2.2
2.2. Экзегетика как учение о понимании священного текста. Священный текст как предмет философии культуры в эпоху Средневековья Практические 9 2 ОК-1 Л1.1
Раздел 3. Становление теории культуры в трудах философов Нового времени.
3.1. Концепции философии культуры Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка. Практические 9 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Программа культивирования разума в философии Нового времени. Концепции культурно-исторического процесса в философии И. Гердера, Д. Вико, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Сам. работа 9 3 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Философия культуры России XVII- XIX вв.
4.1. Основные особенности философии России, специфика и направленность общественной мысли, основные представители. Философско-культурологические концепции В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина. Лекции 9 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Философская концепция П. Я. Чаадаева Практические 9 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Философия культуры славянофильства и западничества. Философия культуры Н. Я. Данилевского Сам. работа 9 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Философия культуры XIX века.
5.1. Философия культуры Франции. Философия культуры в Германии в 19 веке. Проблема культуры в философии К. Маркса Лекции 9 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Проблема культуры в «философии жизни». Практические 9 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Англо-американская философия культуры 19 века. Философия культуры романтизма. Эволюционная философия культуры Сам. работа 9 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Философия культуры XX века.
6.1. Теория культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера. Лекции 9 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Проблема культуры в философии экзистенциализма Сам. работа 9 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Философия культуры в России в XX веке. Религиозная философия. Марксистская философия культуры в России. Функциональный анализ культуры Сам. работа 9 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Экзамен 9 27 ОК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пивоев, В.М. Философия культуры : учебное пособие М. : Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ретюнских Л.Т. ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 Ссылка на web-страницу: Энциклопедия Арт-Пси: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psycosmology.ru/art/index.php/
Э4 Ссылка на web-страницу: Философия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.t5s.ru/
Э5 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические указания по подготовке к экзамену

Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.