Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Креативный менеджмент: продюсирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v51_03_01_КМП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 55 | 55 | 55 | 55 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель курса - рассмотреть сущность культуры как целостного феномена в контексте культурного самосознания человека, представленного в истории философской мысли. Задачи - определить предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре, рассмотреть основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление о сущности культуры как целостного феномена. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: - основные тенденции философского исследования культуры в различные исторические периоды; - труды мыслителей крупнейших философских направлений. Уметь: - работать с прямыми источниками, анализировать сущность культуры; - определять предмет, задачи и функции философии культуры, ее взаимосвязи с другими дисциплинами о культуре. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками философского исследования культуры. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Философия культуры как научная дисциплина | ||||||
1.1. | Определение «философия культуры». Исследовательские подходы к определению сущности философии культуры. | Лекции | 9 | 2 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Функции философии культуры. Отечественная философия культуры.(Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). | Сам. работа | 9 | 12 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Философия культуры и комплекс культурологических дисциплин | Практические | 9 | 2 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры.Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения (Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию). | Сам. работа | 9 | 12 | ОК-1 | Л1.1 |
Раздел 2. Представление о культуре в античности, средневековье, возрождении. | ||||||
2.1. | Ренессансная идея «humanitas» как новое истолкование человека и культуры. Понимание культуры как опредмеченной в деятельности человека в эпоху Возрождения. | Сам. работа | 9 | 4 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Экзегетика как учение о понимании священного текста. Священный текст как предмет философии культуры в эпоху Средневековья | Практические | 9 | 2 | ОК-1 | Л1.1 |
Раздел 3. Становление теории культуры в трудах философов Нового времени. | ||||||
3.1. | Концепции философии культуры Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка. | Практические | 9 | 2 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Программа культивирования разума в философии Нового времени. Концепции культурно-исторического процесса в философии И. Гердера, Д. Вико, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. | Сам. работа | 9 | 3 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Философия культуры России XVII- XIX вв. | ||||||
4.1. | Основные особенности философии России, специфика и направленность общественной мысли, основные представители. Философско-культурологические концепции В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина. | Лекции | 9 | 6 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Философская концепция П. Я. Чаадаева | Практические | 9 | 2 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Изучение лекционного материала, литературы по теме, подготовка к практическому занятию. Философия культуры славянофильства и западничества. Философия культуры Н. Я. Данилевского | Сам. работа | 9 | 6 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Философия культуры XIX века. | ||||||
5.1. | Философия культуры Франции. Философия культуры в Германии в 19 веке. Проблема культуры в философии К. Маркса | Лекции | 9 | 2 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Проблема культуры в «философии жизни». | Практические | 9 | 2 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Англо-американская философия культуры 19 века. Философия культуры романтизма. Эволюционная философия культуры | Сам. работа | 9 | 6 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Философия культуры XX века. | ||||||
6.1. | Теория культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера. | Лекции | 9 | 6 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Проблема культуры в философии экзистенциализма | Сам. работа | 9 | 6 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Философия культуры в России в XX веке. Религиозная философия. Марксистская философия культуры в России. Функциональный анализ культуры | Сам. работа | 9 | 6 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.4. | Экзамен | 9 | 27 | ОК-1 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пивоев, В.М. | Философия культуры : учебное пособие | М. : Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Ретюнских Л.Т. | ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html | |||
Э3 | Ссылка на web-страницу: Энциклопедия Арт-Пси: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psycosmology.ru/art/index.php/ | |||
Э4 | Ссылка на web-страницу: Философия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.t5s.ru/ | |||
Э5 | Электронный курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Правила самостоятельной работы с литературой Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; • Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время). • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. • Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). • Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах). • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Основные виды систематизированной записи прочитанного: Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. Методические указания по подготовке к экзамену Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения. В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом. При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты: • Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале). • Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей. • Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. • Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения. Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте. |