МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия в содружестве независимых государств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Россия в содружестве независимых государств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Россия в содружестве независимых государств" является формирование у студентов целостного представления о Содружестве Независимых Государств (СНГ). Рассмотреть проблемы формирования Содружества независимых государств и политических систем стран СНГ; выявить проблемы современной политической и экономической интеграции; проанализировать развитие региональных интеграционных процессов в СНГ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики России, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов
ПК-23 способностью использовать специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современное состояние и важнейшие проблемы международной региональной политики; основные методологические приемы, использование которых позволяет самостоятельно разбираться в сложных переплетениях взаимодействий государств и их союзов на постсоветском пространстве
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать тенденции в развитии внешней политики РФ со странами участниками СНГ, выявлять проблемы и перспективы развития межнационального диалога России со странами СНГ; давать политико-правовую оценку возможностей взаимодействия регионов и государств между собой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью объяснения возможностей разрешения трансграничных и иных международных конфликтов используя политико-правовые документы государств в данной сфере; способностью применения полученных знаний в области социального развития стран СНГ для выявления влияния социального фактора на международное сотрудничество

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и исторические основания формирования СНГ
1.1. Предпосылки образования СНГ Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Распад СССР. Начало трансформации политической системы Практические 8 6 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.3. Распад СССР. Начало трансформации политической системы Сам. работа 8 13 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Образование Содружества Независимых государстств
2.1. Правовая основа СНГ Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Создание СНГ Практические 8 6 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.3. Проблемы СНГ в 1990-е гг. Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Россия в СНГ в XXI в.
3.1. Основные тенденции во взаимоотношения стран-участниц СНГ Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.2. Формирование Российско-Белорусского союза: результаты и перспективы Практические 8 4 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.3. Проблемы взаимоотношений со странами СНГ Практические 8 4 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.4. Формирование Российско-Белорусского союза: результаты и перспективы Сам. работа 8 12 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Влияние глобализации на роль СНГ в мире
4.1. Сотрудничество стран-участниц СНГ в области региональной безопасности Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.2. Украина и Россия. «Оранжевая» революция и ее значение Практические 8 2 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.3. Государства Закавказья и РФ Практические 8 2 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.4. Государства Закавказья и РФ Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
4.5. Экзамен 8 27 ОПК-4, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г.Н. Смирнов, И.А. Дмитриева, В.Е. Дмитриев, Е.Л. Бумагина Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы : учебное пособие Москва : Проспект, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
Л1.3 Забейворота А. И. Межгосударственные интеграционные объединения на постсоветском пространстве: учебное пособие: Москва: Книжный мир, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ответственный редактор: Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: монография: Москва: Проспект, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Мухаев Р.Т. Политология:: учебник М. : Проспект, , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251774
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Россия в содружестве независимых государств " на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э2 Интерннет портал СНГ www.e-cis.info
Э3 Министерство иностранных дел РФ www.mid.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- подготовка к практическим занятиям;
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.