МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецрисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03-ХПКпр-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
преп., П. А. Чудинова

Рецензент(ы):
к.иск., доц., И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Спецрисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.А. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.А. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с основами профессионально-художественной деятельности, становление профессиональной компетентности художника-стилиста по костюму путем овладения профессиональными знаниями и навыками в специальном рисунке

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способность к творческому самовыражению при создании оригинальных и уникальных изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности внешнего строения и классические пропорции мужской, женской фигур и фигуры ребенка разного возраста
особенности построения фигуры и ее частей в различных ракурсах
особенности рисования отдельных элементов и деталей одежды и декоративной отделки
основные способы и приемы видоизменения пропорций фигуры человека и методы стилизации
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять зарисовки костюма на фигуре человека
изображать стилизованную фигуру человека
изображать фигуру человека в статике и динамике, в различных ракурсах
создавать стилизованное изображения текстиля, костюма и декоративных элементов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой рисования фигуры человека по представлению и с применением пропорциональных схем
методами и приемами стилизации изображения фигуры человека
способами выполнения зарисовок костюма на фигуре человека и без нее
методами выявления и приемами изображения модных образов, пластики и постановки фигуры, мимики, жестов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в спецрисунок
1.1. Виды рисунка и наброска. Графические материалы, применяемые в рисунке и их сочетания. Средства художественной выразительности в рисунке. Практические 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Проработка конспекта лекций Сам. работа 6 8 ПК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Фигура человека как основа для изображения костюма.
2.1. Строение и классические пропорции фигуры и лица человека. Половые различия внешнего строения формы. Особенности внешнего строения мужской и женской фигуры. Возрастные различия внешнего строения формы. Особенности и способы построения изображения фигуры и лица в различных ракурсах. Особенности внешнего строения фигуры ребенка разного возраста. Практические 6 16 ПК-6 Л3.1, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.2. Завершение работы над эскизами, проработка конспекта лекций Сам. работа 6 8 ПК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Особенности изображение костюма.
3.1. Особенности изображение костюма. Способы создания зарисовок с готового изделия (на фигуре человека и на манекене). Художественный и технический рисунок костюма. Особенности создания изображение костюма по представлению. Особенности рисования отдельных элементов и деталей одежды и декоративной отделки. Практические 6 14 ПК-6 Л3.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.2. Завершение работы над эскизами, проработка конспекта лекций Сам. работа 6 9 ПК-6 Л3.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Методы стилизации в изображении фигуры человека и костюма
4.1. Различные подходы к графическому изображению фигуры и лица человека. Пропорции стилизованной фигуры человека. Методы стилизации в изображении фигуры, лица человека и костюма. Основные направления и приемы видоизменения пропорций фигуры и лица человека. Традиционные постановки корпуса. Модные позы, жесты и мимика. Выбор способов и приемов изображения для создания конкретного образа человека, с учетом формы костюма, его назначения и модных тенденций. Практические 6 16 ПК-6 Л3.1, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
4.2. Завершение работы над эскизами, проработка конспекта лекций Сам. работа 6 8 ПК-6 Л3.1, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4
4.3. Экзамен 6 27 ПК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский, Д.Е. От линии до пространственной структуры: Орел : Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
Л1.3 Ковальчук, Е.М. Специальное рисование с основами пластической анатомии: практикум: Минск : РИПО, 2018 biblioclub.ru
Л1.4 Казарин, С.Н. Академический рисунок : учебное наглядное пособие: Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
Л2.2 Бесчастнов, Н.П. Портретная графика: Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 авт.-сост. В.И. Сторожев Приемы построения и передачи характера в рисунке головы человека: Нижний Новгород : ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.4 Смирнова, М.А. Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка: Екатеринбург : Архитектон, 2010 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет портал индустрии моды modanews.ru
Э2 Официальный сайт журнала «International Textiles» www.intextiles.ru
Э3 Официальный сайт журнала «Индустрия моды» industria-mody.ru
Э4 Официальный сайт журнала «Теория моды» www.fashiontheory.ru
Э5 Официальный сайт журнала«L'Officiel» officiel.com.ua
Э6 Официальный сайт журнала «Vogue» www.vogue.ru
Э7 Официальный сайт журнала «Harper’s Bazaar» www.bazaar.ru
Э8 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности www.cniishp.ru
Э9 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли www.ivtextile.ru
Э10 Информационный портал легкой промышленности www.legprominfo.ru
Э11 Официальный сайт ОАО Рослегпром www.roslegprom.ru
Э12 Портал легкой промышленности legport.ru
Э13 Издательский дом «Торговля и промышленность» www.textile-press.ru
Э14 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» www.lp-magazine.ru
Э15 Курс "Спецрисунок" в Moodl portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.