МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цветоведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ист.н., доцент, Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Цветоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать научные представления о цвете, понимание роли этих знаний в усвоении последующих дисциплин профессионального цикла. Сформировать знания о спектральном составе излучения и его связи с цветом, об основных свойствах цветов, об оптических свойствах красок. Познакомить со спецификой восприятия цвета, объяснить эмоциональное и физиологическое воздействие цветов на человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.эмоциональное и физиологическое воздействие цвета;
виды и характер воздействия цвета и цветовых сочетаний на человека при проектировании ИС;
основу теории цвета, физическую и физиологическую основу восприятия цвета;
основные характеристики и свойства цветов, законы цветоведения;
3.2.Уметь:
3.2.1.подбирать различные виды цветовых решений;
осуществлять подбор и обосновывать оптимальных цветовых решений при проектировании ИС;
составлять гармоничные цветовые сочетания, светлотные и цветовые контрасты, ахроматические и хроматические тональные и цветовые ряды;
составлять различные виды цветовых композиций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подбора цветовых решений;
навыками выбора оптимальных цветовых решений, с учетом особенностей проектирования ИС;
методами оценки и измерения основных цветовых характеристик;
методами подбора цветовых сочетаний с учетом различных факторов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физическая природа света.
1.1. Науки, изучающие цвет, и их взаимосвязь. Развитие представлений о природе света и цвета. Объективные и субъективные начала феномена цвета. Электромагнитные волны и фотоны. Шкала электромагнитных волн. Дисперсия света. Цветовой спектр.Физическая основа цвета предмета. Светящиеся и несветящиеся объекты. Отражение, пропускание и поглощение света. Основные источники света. Спектральный состав излучения и его связь с цветом. Факторы, влияющие на характер восприятия цвета предмета. Виды освещения и их особенности. Зависимость цвета от вида, характера и интенсивности освещения. Цветовые и световые явления в природе. Виды источников искусственного освещения. Лекции 3 6 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.2. Периодизация учения о цвете. Религиозно-философский этап учения о цвете. Древний Восток. Греко-римская античность. Средние века. Второй этап развития научных представлений о природе света и цвета. Эпоха Возрождения. Эпоха Просвещения. Третий этап. 19-20 века. Современные проблемы изучения цвета. Значение цвета в дизайне и других практических областях. Практические 3 0 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Цветовое зрение.
2.1. Физиология восприятия цвета. Строение и работа глаза. Строение сетчатки. Виды зрения. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Чувствительность зрительных клеток. Эффекты зрительного восприятия. Аккомодация. Зрачковый рефлекс. Адаптация глаза. Виды адаптации. Константность восприятия. Цветовая память и трансформация. Цветоощущение и цветовосприятие. Лекции 3 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Дефекты цветового восприятия. Тесты на определение цветовосприятия.Иррадиация цвета. Зрительная индукция. Практические 3 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 19 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Методы образования цвета.
3.1. Аддитивный синтез цветов. Субтрактивный синтез цветов. Законы синтеза цвета. Способы синтеза цвета. Лекции 3 0 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Ахроматические и хроматические цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота. условные единицы измерения тонов. Методы и технические приемы построения равноступенчатых шкал. Ахроматическая шкала. Диапазоны светлоты. Ахроматические комбинаторики по диапазонам светлоты (нюансные и контрастные сочетания). Декоративная выразительность ахроматической гаммы в контрастном и нюансном сочетаниях. Психологическая характеристика ахроматических гамм. Хроматические (цветовых) шкалы по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Цветовое сравнение: исходный цвет на фоне тонов трех степеней светлоты и трех видов насыщенности. Комбинаторики монохромной гаммы (нюансные и контрастные сочетания) по трем диапазонам светлоты и видам насыщенности. Декоративная выразительность монохромной гаммы. Психологическая характеристика монохромной гаммы. Практические 3 2 ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Лингвистика цвета.
4.1. Лингвистика цвета. Классификация названий цветов. Собственные цветовые термины. Название основных цветов пигментов художественных красок. Связь состава цветовых пигментов с цветонаименованием. Отличия в наименовании однотипных пигментов различного состава. Составление палитры цветов пигментов художественных красок. Описательные характеристики в цветообозначении. Приставочные слова для выражения оттенков. Термины цвета, образованные от названий предметов. Развитие и обогащение системы цветообозначений. Уникальные названия цветов встречающихся в практике цветообозначения, их происхождение. Цветонаименования с экспрессивной функцией. Современные тенденции развития лексики цветообозначения. Формирование расширенных цветовых палитр на основе основных групп хроматических цветов с включением цветонаименования. Практические 3 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Систематика цветов и основы колориметрии.
5.1. История развития систематики цветов. Способы систематизации цветов. Цветовые модели и системы. Лекции 3 2 ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.2. Цветовая модель – цветовой круг. Виды цветовых кругов. Построение пятиступенчатого 12-и и 16-и частного цветового круга. Основы колориметрии. Способы количественного описания цветов. Стандартизация цветов. Российские и зарубежные системы классификации цветовых эталонов. Цветовые атласы. Типы цветовых атласов. Методы определения цвета. Координаты цвета. Работа с системой цветовых атласов. Поиск цвета по заданным цветовым координатам. Сравнение цветовых образцов с эталонами цвета. Возможности использования количественного описания цветов в профессиональной деятельности дизайнера, художника. Роль и значение стандартизации цветов в условиях современного производства. Практические 3 2 ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
5.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Эстетика цвета. Цветовые гармонии.
6.1. Эстетическая оценка цвета. Понятие «цветовая гармония». Признаки цветовой гармонии. Классические теории цветовой гармонии. Современная типология цветовых гармоний. Составление гармоничных сочетаний цветов по цветовому кругу на основе формализованных схем. Цветовые пары, триады, кватриады. Декоративная выразительность цветовых гармоний. Психологическая характеристика. Неформализованные схемы цветовых гармоничных сочетаний. Комбинирование традиционных формализованных с авторскими схемами цветовых сочетаний. Понятие контраст. Классификация цветовых контрастов. Эстетика и эмоциональная выразительность цветовых контрастов. Практические 3 2 ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
6.2. Цветовая композиция. Виды цветовых композиций. Классификации цветовых композиций.Основные типы трактовки цвета в живописи. Колорит. Типы колорита. Способы объединения цветов в общий колорит. Практические 3 12 ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Психология зрительного восприятия цвета.
7.1. Основные закономерности восприятия цвета. Виды воздействия цвета. Психо-физиологическое воздействие цвета. Эмоционально-психологическое воздействие цвета. Психологические свойства цветов. Цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия. Сила эмоционального воздействия цвета. Теория цветовых впечатлений. Теория цветовой выразительности. Цветовые ассоциации. Пути формирования ассоциаций. Виды ассоциаций. Подбор цвета и цветовых сочетаний в соответствии с индивидуальными ассоциациями.Цветовые гаммы. Интональность. Построение цветовых гамм с заданными свойствами. Способы изменения психологической трактовки цветовой гаммы. Методы усиления и ослабления звучания темы цветовой гаммы. Практические 3 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
7.2. Символика цвета. Архетипические «образы» основных цветов в цветовой символике различных культур. Практические 3 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
7.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 3 12 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лютов В.П., Четверкин П.А., Головастиков Г.Ю. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И ОСНОВЫ КОЛОРИМЕТРИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/83D57337-3331-4182-974A-345C9B0F4857
Л1.2 Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241142
Л1.3 Казарина, Т.Ю. Цветоведение и колористика: практикум: Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472625
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234837
Л2.2 Ломов С. П. , Аманжолов С. А. Цветоведение: Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=264038
Л2.3 Исаев, А.А. Философия цвета : феномен цвета в мышлении и творчестве: Москва : Издательство «Флинта», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83438
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Францева Н.В. Цветоведение: рабочая программа ЭБС АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1613
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Adobe Color CC https://color.adobe.com/ru/create/color-wheel/
Э2 Цик https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4285
Э3 Курс «Цветоведение» в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6293
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным и практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
использование при самостоятельной подготовке локальных и глобальных виртуальных информационных систем и других электронных ресурсов;
составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного;
подготовку презентации; выполнение практических заданий по развитию навков работы с цветом.