МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационное общество и проблемы прикладной информатики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационное общество и проблемы прикладной информатики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.техн.наук, профессор В.И. Псарев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.техн.наук, профессор В.И. Псарев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» являются
• формирование у обучаемых системного представления о теориях информационного общества
• формирование у студентов осознания проблем теоретической и практической информатики в контексте противоречий информационного общества и тенденций его развития

Задачами освоения учебной дисциплины являются:
• изучение и сравнительный анализ различных аспектов теории информации и теории информационного общества
• определение и классификация основных проблем современной прикладной информатики
• выявление возможных путей решения основных проблем современной информатики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-1 Способен самостоятельно приобретать, развивать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте;
ОПК-3 Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями;
ОПК-6 Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества;
ПК-11 Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• способы саморазвития, состояние своего творческого потенциала и необходимые направления саморазвития
• возможности современных информационно-коммуникационных технологий для личностного развития и профессиональной деятельности
• содержание понятия «информационная культура», способы освоения её компонентов.
• методы оценки эффективности инвестиций в экономику информатизации
• содержание, объекты и субъекты информационного общества
• предпосылки и факторы формирования информационного общества
• основные закономерности развития информационного общества
• негативные тенденции информатизации общества, подходы к их компенсации и степень ответственности в этом ИТ-специалиста
• противоречия информационного общества, соответствующую проблематику развития средств информатики, связанных с экономикой
• способы формализации задач в контексте развития информационного общества с выделением показателей качества их решения в разнообразных метрических шкалах
• методику научного экспериментирования, способы формализации результатов измерений и методы их интерпретации
• правовые, экономические и социально-психологические аспекты информатизации
• законодательство РФ по информационным ресурсам и интеллектуальной собственности
• историю информационных революций, позитивные и негативные тенденции информатизации общества, характерные черты информационного общества
• современные проблемы и методы прикладной информатики, методы и средства их исследований
• основные международные и национальные программы развития информационного общества
3.2.Уметь:
3.2.1.• выбрать способы саморазвития , адекватные направлениям саморазвития; подключать компоненты своего творческого потенциала
• приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения в области управления с использованием информационных технологий
• оценивать уровень владения компонентами информационной культуры
• правильно использовать терминологию современных теорий информационного общества
• формулировать последствия негативных тенденций информатизации общества и ожидаемые результаты использования подходов к их компенсации. Аргументировано отстаивать нестандартные меры
• выбрать способ формализации задачи в контексте развития информационного общества с выделением показателей качества их решения в разнообразных метрических шкалах
• использовать методику научного экспериментирования, способы формализации результатов измерений и методы их интерпретации
• проводить анализ современных методов и средств информатики для решения прикладных задач различных классов
• выделять и вести анализ закономерностей развития технологий и потребностей в услугах, связанных с выделением/получением информации
• формулировать требования к средствам прикладной информатики, диктуемым особенностями развития информационного общества
• анализировать и использовать концепцию информатизации образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками выбора способа саморазвития, адекватного направлению саморазвития
• информационными технологиями поиска и представления деловой информации
• навыками анализа мер информации и ее восприятия
• навыками формулирования последствий негативных тенденций информатизации общества и ожидаемых результатов использования подходов к их компенсации; аргументировано отстаивать нестандартные меры
• навыком выбора способа формализации задачи в контексте развития информационного общества с выделением показателей качества их решения в разнообразных метрических шкалах
• навыком использования методики научного экспериментирования, способов формализации результатов измерений и методов их интерпретации
• навыками решения прикладных задач различных классов с помощью современных программно-технических средств
• навыками формулирования и аргументированного обоснования закономерностей и тенденций развития информационного общества
• навыками обеспечения устойчивости развития процессов на основе использования информационных закономерностей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристики информационного общества
1.1. Характерные черты и противоречия информационного общества (ИО) Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Предмет и основные понятия теории информационного общества. Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу. Основные характеристики информационного общества. ИО как новая стадия развития цивилизации. Перспективы ИО. Технологические аспекты ИО. Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Тенденции развития ИО. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Основные этапы информационной эволюции человечества  информационные революции. Информационный взрыв XX века. Социально-технологическая революция XX века и ее последствия. Глобализация информационной среды мирового сообщества. Основные черты ИО. Особенности социального, экономического, политического и культурного развития в информационном обществе. Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Проблемы информационного общества. Написание Эссе. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Человек в информационном обществе
2.1. Человек в ИО. Смысл существования человека в обществе. Информационный образ жизни и культура личности. Новые возможности для развития интеллекта и творческих способностей человека. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Глобальный, национальный и региональный контекст формирования информационного общества. Возможности и ограничения в области регулирования развития и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на региональном и муниципальном уровнях. Система факторов, влияющих на развитие информационного общества. Лабораторные 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Информационные технологии межведомственного взаимодействия («Одно окно»). Подготовка доклада. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Механизмы защиты авторского права. Написание реферата. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Новые образовательные технологии. Подготовка доклада. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Экономика в информационном обществе
3.1. Экономика информационного общества. Роль государства в развитии информационного общества. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Основные индикаторы цифровой экономики. Исследование тенденций развития ИКТ общественными и профессиональными ассоциациями. Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Методы государственного регулирования процессов информатизации. Написание эссе. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Проблемы обеспечения безопасности персональных данных. Пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633. написание реферата. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Государственные федеральные целевые программы «Электронная Россия» и «Информационное общество». Написание реферата. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Современные проблемы в развитии прикладных информационных систем
4.1. Проблемы прикладной информатики. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Подходы к разрешению противоречий информационного общества и проблем информатики. Лабораторные 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Современные средства и методы информатизации. Лабораторные 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Семантический WEB 2.0. Написание реферата. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Проблемы прикладной информатики. Подготовка доклада. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Перекрестное рецензирование эссе по проблемам информационного общества. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
МОДУЛЬ 1. Характеристики информационного общества
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия общества в широком и узком смысле.
2. Приведите отличительные свойства общества.
3. Приведите типологию исторического развития общества, приводящую к ИО, с позиции социологии.
4. Чем отличается ИО от постиндустриального?
5. Дайте определение понятия ИО по У. Мартину.
6. Охарактеризуйте компоненты ИО при его рассмотрении как информационной системы.
МОДУЛЬ 2. Человек в информационном обществе.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные группы факторов индекса готовности регионов к ИО.
2. Перечислите основные группы факторов использования ИКТ для развития ИО.
3. Перечислите / сформулируйте задачи исследования закономерностей ИО.
4. В рамках какого направления прикладной информатики решаются задачи исследования закономерностей развития ИО?
5. Приведите классы общей системной модели постановки задачи исследования закономерностей развития ИО.
6. Сформулируйте формальную постановку задачи исследования закономерностей развития ИО.
7. Перечислите основные группы факторов индекса готовности регионов к ИО.
8. Перечислите методы прикладной информатики для моделирования закономерностей ИО.
МОДУЛЬ 3. Экономика в информационном обществе
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия «цифровая экономика».
2. Перечислите компоненты информационной сферы.
3. Приведите примеры субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов в ИО.
4. Охарактеризуйте международные инициативы, направленные на развитие ИО и цифровой экономики.
5. Какие национальные интересы обеспечивает развитие цифровой экономики?
6. Перечислите «плюсы» и «минусы» ИО на современном этапе.
7. Охарактеризуйте перспективные рынки и технологии согласно НТИ.
8. Объясните, в чем заключается роль государства в развитии ИО?
9. Перечислите подпрограммы Госпрограммы РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)».
10. Приведите цель программы Госпрограмма РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)».
11. Дайте определение цели «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».
12. Приведите основные направления ИКТ в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы.
13. Приведите цели Госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации».
14. Перечислите основные сквозные цифровые технологии Госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации».
15. Приведите направления развития цифровой экономики.
16. Сопоставьте цели государственных программ, ориентированных на развитие ИО и цифровой экономики.
17. Сопоставьте приоритетные информационные технологии государственных программ, ориентированных на развитие ИО и цифровой экономики.
18. В чем заключается роль общественных и профессиональных сообществ в развитии ИО?
МОДУЛЬ 4. Современные проблемы в развитии прикладных информационных систем.
Вопросы для самопроверки
1. Сформулируйте проблемы в развитии методов ПИ.
2. Приведите классы методов прогнозирования, ориентированные на ИКТ.
3. Какие методы прогнозирования относятся к машинному обучению?
4. Приведите определение метода форсайта.
5. Перечислите задачи метода форсайта.
6. Сформулируйте ожидаемые результаты метода форсайта.
7. Приведите пример применения метода форсайта для определения приоритетных направлений ИКТ.
8. Какие направления вызывают интерес в цифровом маркетинге?
9. Как изменяется интерес в отношении технологий обработки больших данных?
10. Какие направления ИКТ определяют интерес в развитии цифрового бизнеса согласно прогнозам Gartner?
11. Перечислите основные тренды в развитии цифровой экономики предприятий согласно прогнозам Gartner.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности : СПб: Алетейя // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Федосеев C.В. Современные проблемы прикладной информатики: учебное пособие М.: Евразийский открытый институт, 2011 b-ok.global
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний: Логос, 2010 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.citforum.ru
Э2 http://www.osp.ru
Э3 Портал «Инновационная культура» [электронный ресурс]: http://www.infoculture.ru/ Портал «Информационное общество» [электронный ресурс]: http://infdeyatchel.narod.ru/inf_ob.htm Электронная библиотека образовательных ресурсов (ЭБОР): http://elib.gu-unpk.ru/ Электронно-библиотечная система издательства "ЛАНЬ": http://e.lanbook.com Электронная библиотечная система «Университетская: http://www.biblioclub.ru Электронная библиотечная система IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru/ Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/ Большая научная библиотека: http://sci-lib.com Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru Бесплатные электронные книги по бизнесу: http://www.alti.ru/bizbook.htm Библиотека электронных книг: http://e-booki.narod.ru/knigi.htm Государственная публичная научно-техническая библиотека России: http://www.gpntb.ru Российская национальная библиотека: http://www.nlr.ru Публичная интернет-библиотека: http://www.public.ru Библиотека экономики: http://www.finansy.ru/publ.htm
Э4 Курс в Moodle "Информационное общество и проблемы прикладной информатики" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, защиты индивидуальных работ с применением мультимедийных технологий; выполнение и защиты письменных работ на заданную тему, составления презентаций, аналитических эссе на инициативные темы, проведения групповых дискуссий.
Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по соответствующей теме, раскрывать состояния и перспективы развития рассматриваемых вопросов, концентрировать внимание студентов на наиболее сложных узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Самостоятельная работа студентов заключается в работе с источниками (журналы, книги, ресурсы Интернета) при подготовке к семинарским занятиям и для формирования содержания докладов, эссе и рефератов по согласованной с преподавателем теме.

Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу.
Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает: изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку; изучение теоретического материала к практическим занятиям и зачету. Творческая самостоятельная работа направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала магистрантов и заключается в: поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований, анализе статистических и фактических материалов по заданной теме, проведении расчетов, составлении схем и моделей на основе статистических материалов, исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах.
Планирование времени является важным элементом усвоения учебного курса. В рамках аудиторной работы отрабатываются коммуникационные навыки студента. Самостоятельная работа призвана выработать у него индивидуальные способности к самообразованию.
Распределение учебного времени по видам занятий включает время, отводимое на аудиторные занятия по данной дисциплине в утвержденном учебном плане.
При модульной организации учебного процесса рекомендуется следовать распределению учебного процесса по «модулям», представленным в рабочей программе. Это подразумевает распределение учебной нагрузки по видам занятий для каждого «модуля» в зависимости от направления подготовки или специальности, на которые он ориентирован. Предметное содержание самих «модулей» содержит разделы и темы, которые обеспечивают специализацию обучения студентов, а также темы, изучаемые студентами по выбору или в процессе самостоятельной работы.
Изучение содержания лекционного курса целесообразно проводить по темам (блокам, вопросам), в соответствии с указанными в рабочей программе наименованиями тем, объемом времени отведенным на их изучение в процентах от общего объема лекционного курса (либо в часах).
Планирование времени, необходимого на изучение настоящей дисциплины, лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала.
Материал, законспектированный на лекциях, необходимо дополнить сведениями из литературных источников, представленных в «Рабочей программе», причем делать это нужно регулярно.
В качестве рекомендаций по использованию Интернет-ресурсов можно предложить следующий план работы с Интернет-источниками:
• произвести запрос, включающий ключевые слова темы, в различных поисковых системах;
• произвести запрос на английском языке в русских или англоязычных поисковых системах;
• среди найденного материала, в первую очередь, необходимо просматривать сайты со строгим соответствием запросу и только затем просматривать остальные найденные сайты;
• при необходимости, возможно, напрямую обратиться к тому или иному сайту.
Рекомендации по работе с литературой.
Работа с литературой начинается с изучения списка рекомендованной и дополнительной литературы. До начала учебы, следует по каталогам подобрать литературу, необходимую для проработки рассматриваемой темы, предпочтение необходимо отдавать более поздним изданиям. Это могут быть учебники, монографии, журнальные и газетные статьи, информационные сайты. Дополнительную литературу можно найти также в периодической печати.
Используйте, в первую очередь, такие теоретические журналы, как: «Компьютер-пресс», «Программные продукты и системы», «Современные наукоемкие технологии», «ComputerWorld».
Существует четыре типа каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.
К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают фамилию автора и название источника. В предметном каталоге книги размешены по рубрикам, каждая из которых посвящена определенной теме.
Систематический каталог - это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, которые расположены по системе дисциплины.
Каталоги новых поступлений - это систематические каталоги поступивших новых изданий книг за последние полгода.
Полезно ознакомиться со справочными изданиями, имеющимися в библиотеке. Ценный материал дадут студенту энциклопедии, словари, справочники.
Сведения о литературе, полученные из каталогов, выписываются на карточки, с указанием автора, названия, сути публикации. В дальнейшем карточки сортируют и планируют чтение. Изучение литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы, а затем переходить к более ранним изданиям, поскольку Теория экономических информационных систем наука - наука постоянно развивающаяся, появляются новые концепции, теории. Монографии можно изучать постепенно отдельными главами и параграфами. Статьи следует читать целиком.
Необходимую информацию по самым разнообразным проблемам (перечень проблем, изучаемой дисциплины) можно почерпнуть (какую именно информацию и источники информации в глобальной сети Интернет).
Для простоты использования материала в дальнейшем, его необходимо тщательно регистрировать и фиксировать в сопоставлении с другими материалами, сравнивать факты и группировать по тематике. При изучении литературы желательно делать выписки основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных. Записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материалов, одной из обязательных форм организации умственного труда. Записи следует вести на отдельных листах на одной стороне, что позволит затем сгруппировать материал по вопросам темы.
Все свои замечания, выводы по поводу работы с источниками тут же фиксируйте письменно. Записи могут иметь форму плана, тезисов, конспектов, выписок, а также картотеки идей, цитат, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной информации Изучение литературы по теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизирования, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.
Рекомендации по написанию реферата.
Реферат - это письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Он отражает состояние вопроса и обобщение изложенных тезисов, мнений и утверждений.
Рефераты представляются в электронной форме, подготовленные как текстовые документы в редакторе MS Word. Реферат должен быть обобщающим документом, включать всю информацию по выполнению задания, в том числе, построенные диаграммы, таблицы, приложения, список литературы и (или) расчеты, сопровождая необходимыми пояснениями и иллюстрациями в виде схем, экранных форм («скриншотов») и т.д.
Структура реферата
 Титульный лист– обязательная компонента реферата, первая страница реферата;
 Исходные данные к выполнению заданий– обязательная компонента, с новой страницы, содержат указание варианта, темы и т.д.);
 Основная часть– материалы выполнения заданий, разбивается по рубрикам, соответствующих заданиям работы, с иерархической структурой: разделы – подразделы – пункты – подпункты и т. д.
 Рекомендуется в основной части реферата заголовки рубрик (подрубрик) давать исходя из формулировок заданий, в форме отглагольных существительных;
 Выводы – обязательная компонента, содержит обобщающие выводы по работе (какие задачи решены, оценка результатов, что освоено при выполнении работы);
 Список литературы – обязательная компонента, с новой страницы, содержит список источников, использованных при выполнении работы, включая электронные источники (список нумерованный, в соответствии с правилами описания библиографии);
 Приложения – необязательная компонента, с новой страницы, содержит дополнительные материалы к основной части реферата.
Необходимо обратить внимание на следующие аспекты в оформлении реферата:
- набор текста;
- структурирование работы;
- оформление заголовков всех видов (рубрик-подрубрик-пунктов-подпунктов, рисунков, таблиц, приложений);
- оформление перечислений (списков с нумерацией или маркировкой);
- оформление таблиц;
- оформление иллюстраций (графики, рисунки, фотографии, схемы, «скриншоты»);
- набор и оформление математических выражений (формул);
- оформление списков литературы (библиографических описаний) и ссылок на источники, цитирования;
Набор текста
Набор текста осуществляется на компьютере, в соответствии со следующими требованиями:
 печать – на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (размер 210 на 297 мм.);
 интервал межстрочный – полуторный;
 шрифт – TimesNewRoman;
 размер шрифта - 14 пт., в том числе в заголовках (в таблицах допускается 10-12 пт.);
 выравнивание текста – «по ширине»;
 поля страницы левое – 25-30 мм., правое – 10 мм., верхнее и нижнее – 20 мм.;
 нумерация страниц – в правом нижнем углу страницы (для страниц с книжной ориентацией), сквозная, от титульного листа до последней страницы, арабскими цифрами (первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставиться, на следующей странице проставляется цифра «2» и т. д.).
 режим автоматического переноса слов, за исключением титульного листа и заголовков всех уровней (перенос слов для отдельного абзаца блокируется средствами MSWord с помощью команды «Формат» – абзац при выборе опции «запретить автоматический перенос слов»).
Если рисунок или таблица размещены на листе формата больше А4, их следует учитывать как одну страницу. Номер страницы в этих случаях допускается не проставлять.
Список литературы и все приложения включаются в общую в сквозную нумерацию страниц работы.
Рекомендации по оформлению графического материала, полученного с экранов в виде «скриншотов»
Графические копии экрана («скриншоты»), отражающие графики, диаграммы моделей, схемы, экранные формы и т. п. должны отвечать требованиям визуальной наглядности представления иллюстративного материала, как по размерам графических объектов, так и разрешающей способности отображения текстов, цветовому оформлению и другим важным пользовательским параметрам.
Рекомендуется в среде программного приложения настроить «экран» на параметры масштабирования и размещения снимаемых для иллюстрации объектов. При этом необходимо убрать «лишние» окна, команды, выделения объектов и т. п.
В перенесенных в реферат «скриншотах» рекомендуется «срезать» ненужные области, путем редактирования «изображений», а при необходимости отмасштабировать их для заполнения страницы «по ширине».
«Скриншоты» оформляются как рисунки, с заголовками, помещаемыми ниже области рисунков, а в тексте должны быть ссылки на указанные рисунки.
Рекомендации по подготовке доклада.
Основой доклада студента магистратуры на семинаре являются определения (смысл) терминов, связанных с развитием информационного общества, его характерных свойств. Во всех докладах должно быть чёткое различие понятий «информация» и «носитель информации», их адекватное контексту использование. Все используемые термины должны быть понятны докладчику. Он обязан пояснить их в случае появления вопросов. Тема доклада выбирается студентом, исходя из проблематики его научной работы, или из перечней, приведенных в конце каждого раздела. Формулировка наименования доклада согласовывается с преподавателем. Тема может быть и оригинальной, и инновационной идеей, в частности. Объем доклада должен быть таким, чтобы выступление длилось в пределах 15 минут, т.е. порядка 7-9 стр. текста шрифта 14’ через 1,5 интервала на листе А4 с полями 2 см со всех сторон. Структура доклада: - наименование и автор, - аннотация на английском языке, - содержание (заголовки частей), - введение (важность предлагаемой темы), - суть изложения (главные мысли и утверждения с их обоснованием), - фактический материал, факты, официальные сведения, - личное отношение докладчика к излагаемому материалу, - заключение (вывод, резюме, гипотеза, конструктивное предложение), - список использованных источников (!). В тексте в квадратных скобках указывается номер источника в перечне. Конструктивным является утверждение, предложение, критика, если все они содержат действие, реализуемое в существующих условиях. Доклад следует записать в файле для передачи преподавателю. Имя файла: фамилия и ИО студента, номер группы. В лучшем случае доклад может стать основой научной публикации. Поэтому приветствуются не доклады-рефераты, а оригинальные наблюдения, необычные факты, их обобщение, соображения, критический анализ прочитанного. Приветствуется заключение на английском языке.
Оформление презентации.
Первое, что необходимо уяснить студентам, – это то, что деловой (учебный, научно-технический, проект) доклад не является рекламным материалом. Рекламный материал призван увлечь слушателя. Он имеет налет полуправды, приукрашен, не всегда логичен. Доклад научный, технический, учебный – это рационально, логично построенное повествование, имеющее целью убедить слушателей в обоснованности предлагаемых их вниманию утверждений (в лучшем случае, аксиом и теорем) и их следствий.
Конструктивно на каждом слайде:
- не должно быть больше семи-девяти чётких взаимосвязанных графических объектов;
- не более 13 строк легко читаемого текста;
- фразы должны быть лаконичными, служить сигналами докладчику в логичном изложении и слушателям в связанном восприятии;
- полные скриншоты должны сопровождаться следующим слайдом с укрупнённым фрагментом, помогающим изложению;
- определения можно помещать полностью или на последовательности слайдов, если строк больше 13.
Три слайда должны быть англоязычными.
Текст и фон должны быть контрастно отличными. На последнем слайде повторяется имя докладчика, для того чтобы облегчить обращение к нему с вопросами. Желателен адрес e-mail.
Представление доклада.
Не читать слайды и бумагу. Говорить не торопясь, уверенно: «Ваш материал никто не знает лучше Вас». Не бояться пауз. Желательно называть авторов источников, где был взят материал. Смотреть в основном на слушателей, а не на слайды. Желательно пользоваться средствами привлечения внимания отвлекающихся слушателей, например, вопросами к некоторым из них. Или, если не слушают, замолчать.
Целесообразно за день до выступления презентацию и текст доклада выслать преподавателю для согласования.
Реферат - это письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Он отражает состояние вопроса и обобщение изложенных тезисов, мнений и утверждений. Формат: doc, шрифт 12’, 1,15 межстрочного интервала, Times New Roman; имя файла содержит фамилию студента.
Контроль исполнения самостоятельных работ осуществляется преподавателем с участием студентов в форме обсуждения доклада. Возможно использование фрагментарного тестирования знаний в электронном тесте. Приветствуются инициативные работы в форме научного доклада.
Методические рекомендации по написанию эссе.
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Для примера можно сравнить темы эссе, предлагаемые на экзаменах программ международного бакалавриата по экономике, и традиционные темы самостоятельных работ и контрольных в качестве письменных ответов.
Построение эссе
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе.
1. Титульный лист (заполняется по единой форме);
2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?».
3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе
Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.
Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.
Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:
1. Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.
2. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.
3. Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.
Виды связей в доказательстве
Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.
Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.
Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн - один из самых ярких лидеров в истории Америки.
Аналогия - способ рассуждений, построенный на сравнении.
Аналогия предполагает, что если объекты Л и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.
Причинно-следственная аргументация - аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).
Требования к фактическим данным и другим источникам
При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).
Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе.
Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.
Как подготовить и написать эссе?
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
• исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
• качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
• аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.
Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.
Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).
Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.
Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.
Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д.
Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.
Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.
Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.
Советы по подготовке к зачету:
Для успешной сдачи зачета немаловажную роль занимает психологическая подготовка и настрой студента. Основная часть психологической подготовки проводится не прямо накануне зачета, а значительно раньше. Отдельные полезные советы необходимо применять накануне и даже непосредственно перед зачетным испытанием.
Итак, весь процесс подготовки и сдачи зачета студентом можно условно разбить на три основных этапа:
1. подготовка к зачету;
2. накануне зачета;
3. во время сдачи зачета.
1. Подготовка места для занятий. Прежде чем начать подготовку к зачету, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
2. План занятий на каждый день. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы, какого предмета.
3. Работа с материалом. Студент должен активно работать с изучаемым материалом, то есть при его чтении отмечать главное карандашом, делать заметки, повторять текст вслух, обсуждать возникшие вопросы. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомнить и обязательно кратко записать все. что он знает по этому вопросу, и лишь затем проверить себя по лекциям, учебнику.
Для оптимального размещения информации в памяти пользоваться следующими приемами: метод опорных слов, метод ассоциаций. При подготовке к зачету вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, обязательным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на тест.
Понимание, а не запоминание. Важно при подготовке к зачету понимать изучаемый материал, а не запоминать его механически. Механическая память относится к разряду кратковременных: если студент что-то не понял, он может это быстро забыть. Итак, установка должна быть не на запоминание, а на понимание, за исключением некоторых материалов, которые требуют механического запоминания (исторические даты, исключения из правил правописания и т.п.).
При сдаче работ не следует пытаться сдать не свою работу.