МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление ИТ - проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Патудин В.М.

Рабочая программа дисциплины
Управление ИТ - проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование у студентов системы знаний об информационном менеджменте как о важнейшей составляющей системы управления организацией и мощном инструменте преобразования деятельности организации в соответствии с требованиями процессного подхода к управлению;
• подготовка студентов к организационно-управленческой, аналитической и иной деятельности, требующейся в ходе реализации проектов, как в качестве исполнителей, так и руководителей проектов;
• формирование теоретических знаний, умений и практических навыков решения проблем, возникающих при управлении ИТ-проектами;
• выработка умений и практических навыков эффективного управления ИТ-проектами, обеспечивающих достижение определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Задачи учебной дисциплины:
• изучение основ управления проектами;
• изучить современные стандарты и методики управления проектами;
• изучение особенностей управления ИТ-проектами;
• изучить состав и содержание структуры ИТ-проектов;
• изучить состав и содержание процессов управления ИТ-проектами;
• изучить и освоить функциональность информационных систем управления проектами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
ОПК-8 Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов.
ПК-8 Способен формировать стратегию информатизацииприкладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий
ПК-10 Способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций
ПК-11 Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• понятийный аппарат управления проектами;
• принципы стандартизации в области управления проектами, состав международных и национальных стандартов управления проектами;
• лучшие мировые и национальные практики, вошедшие в свод знаний PMI PMBOK;
• методологии управления проектами (методы критического пути, PERT-анализа, стоимостного анализа, прогнозирования значений технико-экономических показателей проекта, оценка рисков);
• архитектуру и функциональность информационных систем управления ИТ-проектами;
• структуру и типовое содержание ИТ-проекта;
• принципы гибких методологий управления проектами;
• основные подходы к классификации проектов;
• основные характеристики различных видов проектов;
• основные положения системного подхода к управлению проектами;
• особенности постановки целей проектов;
• требования к проекту;
• основные характеристики проекта: окружение и участники проекта, жизненный цикл и фазы проекта;
• особенности организационной структуры проекта;
• основные принципы договорного регулирования проектной деятельности;
• основные задачи планирования проекта;
• основные функции управления проектом;
• особенности проектного финансирования;
• управление персоналом проекта: организационное планирование, кадровое обеспечение проекта, создание команды проекта;
• понятие качества и его планирование и контроль;
• различные виды программных пакетов для управления проектами и их особенности;
• основные этапы использования программных пакетов для управления проектами.
3.2.Уметь:
3.2.1.• анализировать и оптимизировать план работ и стоимость проекта;
• оформлять проектную документацию;
• применять информационные системы для решения практических задач управления проектами;
• ставить цели и задачи на каждом этапе реализации проекта;
• оценивать результаты реализации проектов и фаз управления ими;
• формировать шаблоны документов, необходимых для управления проектом на разных фазах;
• составлять различные организационные структуры в соответствии с шаблоном;
• решать основные задачи управления персоналом проекта (на примере создания команды проекта);
• выделять основные задачи планирования проекта;
• осуществлять контроль качества проекта;
• осуществлять подбор программных продуктов для управления проектом в соответствии с конкретными требованиями;
• разрабатывать базовый и альтернативный варианты проекта с помощью конкретного программного средства;
• осуществлять анализ проектов с использованием инструментов конкретного программного средства;
• составлять отчетные формы по отдельному варианту проекта;
• подготавливать и строить графики по результатам проекта;
• определять критерии целесообразности реализации проекта и осуществлять выбор варианта проекта на основе критериев.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками планирования проекта;
• навыками сетевого анализа, календарного планирования, контроля хода реализации проекта;
• построения сетевого графика;
• расчета критического пути;
• распределения и планирования ресурсов;
• расчета показателей освоенного объема;
• проведения анализа проектных рисков и определения мер реагирования на них;
• подготовки и проведения презентации проекта;
• работы в команде, использующей agile методологию;
• методами оценки эффективности проекта;
• основными подходами к разрешению конфликтов при управлении проектами и методами эффективных коммуникаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические аспекты управления проектом
1.1. Проект и проектная деятельность Лекции 2 0,5 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 2 5 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Управление проектами как вид управленческой деятельности Лекции 2 0,5 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 2 5 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Жизненный цикл проекта Лекции 2 0,5 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.6. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 2 5 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.7. Организационная, методологическая и технологическая составляющие управления проектами Лекции 2 0,5 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.8. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 2 5 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.9. Формирование проектной документации. Лабораторные 2 2 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Основные процессы управления проектами
2.1. Процесс инициации проекта Лекции 2 1 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 2 6 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Начало проекта. Разработка Устава и паспорта проекта. Лабораторные 2 2 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Процессы планирования Лекции 2 1 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 2 8 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Решение основных задач планирования Лабораторные 2 2 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Процессы мониторинга и контроля Лекции 2 1 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 2 6 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.9. Анализ хода выполнения проекта Лабораторные 2 2 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.10. Процессы завершения проекта Лекции 2 1 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.11. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 2 6 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.12. Выполнение процедур завершения проекта Лабораторные 2 2 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Методологии и программные средства управления проектами
3.1. Гибкие методологии управления проектами Лекции 2 1 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Написание реферата. Сам. работа 2 12 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Применение гибких методов в управлении проектами. Лабораторные 2 4 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Программные средства управления проектами Лекции 2 1 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.5. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Подготовка доклада. Сам. работа 2 12 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.6. Разработка модели проекта. Лабораторные 2 8 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.7. Подготовка к зачету. Сам. работа 2 8 УК-2, УК-3, УК-4, ОПК-8, ПК-8, ПК-10, ПК-11 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Л.Г. Матвеева, А.Ю. Никитаева Управление ИТ-проектами: учебное пособие Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Долженко, А.И. Технологии командной разработки программного обеспечения информационных систем: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428801
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Бунова, А. Н. Шурыгин Применение свободно распространяемого программного обеспечения для управления ИТ-проектами в госсекторе: , 2015 https://e.lanbook.com/journal/issue/298073
Л2.2 Гниденко И. Г., Павлов Ф. Ф., Федоров Д. Ю. Технология разработки программного обеспечения: Учебное пособие Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" urait.ru
Л2.3 Беликова И.П. Управление проектами : краткий курс лекций : Учебник из университетской библиотеки "Оnline" Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Профессионал управления проектами» www.pmprofy.ru
Э2 Сайт компании PM Expert www.pmexpert.ru
Э3 Портал MicrosoftProject.ru www.microsoftproject.ru
Э4 Сообщество энтузиастов гибкой разработки agilemanifesto.org
Э5 Московское отделение Project Management Institute www.pmi.ru
Э6 Система управления проектами Адванта / Блог www.advanta-group.ru
Э7 Курсы ИТ-менеджмента – При МГТУ им. Баумана www.specialist.ru
Э8 Object Management Group - UML www.uml.org
Э9 IBM developerWorks www.ibm.com
Э10 Управление ИТ-проектами portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Software Architect Designer, IBM Rational Method Composer, IBM Rational Data Architect, IBM WebSphere Business Modeler Advanced
Браузеры Internet Explorer, Google Chrome, Mozilla FireFox.
MS Word, MS Excel, Microsoft Office Project / Planner, Microsoft Office Visio, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

СПС КонсультантПлюс: инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru
Электронно-библиотечная система «E-library»: http://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными видами учебной деятельности студентов являются лекции и практические занятия в виде лабораторного практикума. По практикуму предусмотрено использование индивидуального подхода обучения, каждый студент выбирает тематику своего проекта.
Для закрепления промежуточных теоретических знаний предусмотрен коллоквиум.
В конце изучения дисциплины по теории предусмотрен тест. Дисциплина заканчивается зачетом.
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы.
В ходе лекций студентам рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению;
- задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющей материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Самостоятельная работа (изучение теоретического курса)
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими бакалаврами по данной дисциплине.
Лабораторные работы - это активная форма учебного процесса. При подготовке к лабораторным работам студенту необходимо изучить основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. Лабораторные работы предполагают выполнение заданий и решение задач на ПК.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В индивидуальной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Задание на практическую работу включает содержательную постановку задачи в некоторой предметной области. Индивидуальное задание каждый студент получает у преподавателя, который осуществляет руководство в соответствии с перечнем тематик работ.
Подготовка индивидуального задания является одной из форм обучения обучающегося. Данная форма обучения направлена на:
- организацию и повышение уровня самостоятельной работы;
- усиления контроля за результатами самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельных работ акцент делается на формирование навыков работы студентов с научно-технической литературой; работы с сетью Internet; на систематизацию материала для решения поставленных задач; на формирование навыков оформления результатов выполненных работ (пояснительной записки, ссылок на литературные источники, выводе по работе). Защита работы проводится индивидуально каждым студентом.
Оформление отчетов и других материалов должно приводиться в соответствии с действующими стандартами. В процессе защиты работы студент должен быть готов ответить на вопросы преподавателя, касающиеся темы самостоятельной работы.
Подготовка к зачету предполагает изучение рекомендуемой литературы, конспектов лекции, участие в проводимых контрольных опросах, тестирование по модулям и темам, выполнение письменной работы на коллоквиуме, проводимом после завершения лекционной части курса.
Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу (ТСР).
Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает следующие виды работ:
• работа с лекционным материалом;
• подготовка к лабораторным работам; опережающая самостоятельная работа;
• изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;
• подготовка к контрольным работам и промежуточной аттестации.
Творческая СРС включает:
• поиск, анализ, структурирование и презентация информации по теме раздела дисциплины, применительно к индивидуальному заданию;
• исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;
• анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.
Цель доклада - развитие навыков аналитической работы с научной литературой, анализа дискуссионных научных позиций, аргументации собственных взглядов. Подготовка научных докладов развивает творческий потенциал обучающихся. Научный доклад готовится под руководством преподавателя, который ведет практические занятия. Перед началом работы по написанию научного доклада студент согласовывает с преподавателем тему, структуру, литературу, обсуждает ключевые вопросы доклада.
Реферат может быть написан на одну из предлагаемых преподавателем тем. Реферат должен быть четко структурирован: введение, основная часть (делится на ряд параграфов), заключение. Введение содержит постановку проблемы, во введении следует объяснить, чем был обоснован выбор темы, охарактеризовать актуальность и значимость темы. Особое внимание следует обратить на изученность темы, проанализировать использованные источники и литературу. В основной части работы должна непосредственно раскрываться объявленная тема. Выводы должны содержать авторскую оценку решения проблемы.