МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационное общество и проблемы прикладной информатики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ЦД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Кандидат искусствоведения, Доцент, О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
Доктор искусствоведения, Декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Информационное общество и проблемы прикладной информатики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование способности исследования и анализа профессиональной информации, в том числе трендов развития информационных технологий, для задач разработки и оптимизации проектов в области цифрового дизайна в контексте современных технологических инициатив и развития рынка информационных технологий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-1 Способен самостоятельно приобретать, развивать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте;
ОПК-3 Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями;
ОПК-6 Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества, основные методы работы с профессионально ориентированной информацией, методы приобретения математических, естественнонаучных, социально-экономических и профессиональных знаний, особенности междисциплинарного контекста профессиональной деятельности, особенности межкультурного взаимодействия, основные принципы системного подхода
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять методы работы с профессионально ориентированной информацией, методы приобретения специальных и профессиональных знаний
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками обработки, струткурирования и представления профессиональной информации, навыками исследования современных пробелм и методов прикладной информатики, навыками критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, основные понятия и модели информационного общества
1.1. Введение в курс Лекции 1 2 Л2.2, Л1.1
1.2. Тенденции развития современных технологий и общества Лекции 1 2 Л2.2, Л1.1
1.3. Составление обзора информационных ресурсов по темам раздела Сам. работа 1 10 Л2.2, Л1.1
1.4. Работа с терминологическим аппаратом дисциплины Сам. работа 1 6 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Технологические основания информатизации общества
2.1. Современные технологии: тренды и форсайты Лекции 1 4 Л2.2, Л1.1
2.2. Основные характеристики информационного общества Лекции 1 2 Л2.2, Л1.1
2.3. Этапы развития информационных технологий:разработка ленты времени Сам. работа 1 12 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Человек и государство в информационном обществе
3.1. Психологические, этические, социальныеаспекты развития информационного общества Лекции 1 4 Л2.2, Л1.1
3.2. Культура информационного общества Практические 1 4 Л2.2, Л1.1
3.3. Экономика информационного общества. Понятие цифровой экономики Практические 1 4 Л2.2, Л1.1
3.4. Государство и право в контексте развития информационного общества Практические 1 4 Л2.2, Л1.1
3.5. Управление знаниями: разработка интеллект-карт Сам. работа 1 10 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Процессы развития информационного общества
4.1. Прикладные задачи информатики в контексте тенхнологических трендов Практические 1 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Подготовка презентационных материалов по проблематике раздела Сам. работа 1 11 Л2.2, Л1.1
4.3. Экзамен 1 27 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Информационное общество: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности : СПб: Алетейя // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Г. Бехманн ; пер. А.Ю. Антоновский, Г.В. Горохова, Д.В. Ефременко, В.В. Каганчук и др Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний : Москва : Логос, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Информационное общество и проблемы прикладной информатики" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции и практические занятия имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере проблем развития информационного общества и прикладной информатики, а также закрепления их в процессе практической учебной деятельности. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов занятий с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования информационных и компьютерных технологий в профессиональных проектах.
Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня магистратуры.