МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Юсупов П.Р.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент, Сагалакова О.А.

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н.,доцент Труевцев Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.пс.н.,доцент Труевцев Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса
Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки: в сфере повышения психологических и адаптивных ресурсов человека, в сфере гармонизации психического развития, в сфере охраны психического здоровья и в преодолении недугов.
Задачи курса:
— ознакомиться с объектом, предметом, задачами и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;
— ознакомиться с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей);
— дать содержательную характеристику психологической типологии нарушений психической деятельности;
— ознакомиться с основными видами деятельности клинических психологов и методами их практической работы;
— раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер клинической психологии;
— показать роль клинической психологии в решении фундаментальных общепсихологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-9 способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представление о школах и концепциях в контексте формирования клинико-психологического знания
- иметь представление об историческом контексте и современном состоянии клинико-психологического знания
- иметь представление о способах сбора клинико-психологических данных в контексте работы с психическими расстройствами
- иметь представление о способах психологической работы с психопатологической симптоматикой
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь использовать знания о развитии психологических школ и направлений в практической работе клинического психолога
- уметь оценивать потенциал и риски психологического вмешательства
- уметь использовать знания о сборе клинико-психологических данных в научно-исследовательской и практической работе
- уметь формулировать практические цели в работе клиническго психолога
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть основными категориями и понятиями в рамках психологических школ и направлений
- владеть способами анализа психопатологической симптоматики
- владеть навыками построения профиля по психопатологической симптоматике
- владеть способами формирования психологической оценки психопатологической симптоматики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модели нормы и патологии в клинической психологии
1.1. Биологические модели нормы и патологии Лекции 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, объект клинической психологии, основные разделы Лекции 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Исторические аспекты клинической психологии Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Психологические модели нормы и патологии Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Социально-нормативные модели нормы и патологии Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Антипсихиатрия и Теория ярлыков: критика "биологической" психиатрии Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Антипсихиатрия и Теория ярлыков Практические 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Модели и теории патогенеза психических расстройств
2.1. Генетические факторы психических расстройств Лекции 5 2 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Биологические факторы психических расстройств Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Средовые, семейные факторы психических расстройств, близнецовый метод Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Психологические и социокультурные факторы психических расстройств Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Нервная система, мозг и психика Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Нейромедиаторная система и психика Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Модель диатез-стресса Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Социально-тревожное расстройство Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Модели стресса, копинги Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Наследственность и генетика в формировании аффективных психических расстройств Практические 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Генетические, биологические факторы аффективных расстройств Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Генетические, психологические и средовые факторы расстройства сна Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Генетические, психологические и средовые факторы развития обсессивно-компульсивной симптоматики Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Генетические, психологические и средовые факторы панического расстройства и агорафобии Практические 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Генетические, психологические и средовые факторы зависимых расстройств (зависимость от ПАВ) Практические 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Позитивна психология: программы и модели позитивных жизненных стилей Практические 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Классификации психических расстройств Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Теория стресса и диатез-стресс-буферные модели Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.19. Диатез-стресссовая модель Практические 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.20. Виды и правила эмпирических исследований в клинической психологии Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.21. Эмпирические исследования в клинической психологии Практические 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Отдельные психические расстройства
3.1. Психологические расстройства сна Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Расстройства приема пищи Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Паническое расстройство и агорафобия Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Основные теоретические модели шизофрении Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Теоретические модели шизофрении Практические 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Эмпирические исследования шизофрении Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Шизофрения: классификация и диагностика, вмешательство Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Соматоформные и диссоциативные расстройства Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. История изучения аффективных расстройств Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Ктегория МДП (Маниакально-лепрессивный психоз) Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Основные теоретические модели депрессии Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Биполярное аффективное расстройство Практические 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Маниакально-депрессивный психоз Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Когнитивная модель депрессии А.Бека Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.15. Когнитивный подход к аффективным расстройствам Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.16. Современные многофакторные модели депрессий Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.17. Агрессия, гнев, враждебность при депрессивных расстройствах Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.18. Перфекционизм и депрессия Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.19. История изучения тревожных расстройств Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.20. Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.21. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Практические 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.22. Эпидемология ПТСР Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.23. Когнитивно-бихевиоральная модель ПТСР Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.24. ПТСР у онкологических больных Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.25. Суицидальное поведение и ПТСР Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.26. Когнитивная модель личностных расстройств Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.27. Модели психического здоровья и личностной патологии О.Кернберга Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.28. Модели личностной патологии Дж.Мастерсона Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.29. Обсессивно компульсивное расстройство Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.30. Социально-тревожное расстройство Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.31. Психические расстройства в старческом возрасте Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.32. Этиология и патогенез дементивного расстройства Альцгеймера Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.33. Этиология и патогенез расстройства Пика в старческом возрасте Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.34. Этиология и патогенез посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.35. Этиология и патогенез аффективных психических расстройств Сам. работа 5 1 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.36. Экзамен Экзамен 5 4 ОК-7, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену за первый семестр первого курса:
1. Предметная область клинической психологии. Что изучает клиническая психология? Какие разделы клинической психологии вы знаете? Что изучает психосоматика?
2. Что такое психическая патология? Объясните англоязычную модель клинической патологии: deviance (девиация), distress (дистресс), disfunction (дисфункция), danger (опасность). Агрессивное поведение, страдание, депрессия - это норма или патология?
3. Каков вклад американского клинического психолога Лайтнера Витмера в развитие клинической психологии.
4. Объясните смысл модели диатез-стресса. Объясните факторы риска возникновения психопатологической симптоматики; факторы защиты.
5. В чем суть биологических моделей психической патологии? Какие психологические факторы влияют на возникновение психических расстройств.
6. Раскройте суть эндогенной модели психической патологии. Какие психические расстройства относили эндогенным?
7. Раскройте смысл психологических моделей психических расстройств. Каковы особенности объяснения психической нормы и патологии в психоанализе и бихевиоризме?
8. Объясните смысл социально-нормативных моделей психической нормы и патологии. Каковы причины критики этих социально-нормативных подходов со стороны «Теории ярлыков» (Т.Шефф) и «антипсихиатрии».
9. Раскройте вклад А.Р. Лурия, Л.С. Выготского и Б.В. Зейгарник в развитие клинической психологии.
10. Объясните различие подходов к психической патологии и норме: патопсихология и психопатология. Объясните различие в интерпретации психических расстройств, например, алкогольной зависимости или эпилептического расстройства, с точки зрения психиатра и психолога (лекции). Каким образом метод близнецов помогает оценить генетический вклад в то или иное психическое расстройство?
11. Какие психологические факторы возникновения психических расстройств вам известны? Объяснить понятия стресс, дистресс, эустресс, копинг. Какие виды копингов вы знаете?
12. Объясните виды копингов, предложенные Миллером (S.M. Miller) и Кроне и (Krhone): «to monitor / to blunt»; «бдительность / когнитивное избегание».
13. Какие расстройства сна вам известны? Чем отличаются расстройства сна органической природы от расстройств сна неорганического генеза?
14. Какие диагностические критерии первичной инсомнии (DSM-4) вам известны? Расстройство нарколепсия: симптоматика, факторы генеза.
15. В картине каких других психических расстройств часто встречается симптоматика нарушений сна?
16. Какие формы нарушений сна в большей степени обусловлены генетическими факторами? Каким образом нарушения циркадных ритмов могут быть связаны с расстройствами сна?
17. Могут ли являться нарушения сна первичным психическим расстройством или же они являются следствием других нарушений: депрессии, шизофрении, зависимого расстройства?
18. Какие существуют методы психологического вмешательства при расстройствах сна? Какие правила и рекомендации для здорового сна вам известны?
19. Какие категории расстройств пищи вам известны? Является ли ожирение категорией расстройств личности? Какие диагностические критерии нервной анорексии вам известны? Какие типы нервной анорексии вам известны? С какими другими нарушениями и расстройствами может быть связана выраженная потеря веса и отсутствие аппетита?
20. Сформулируйте типичный признак нервной булимии. Какие типы нервной булимии выделяются и по каким характеристикам можно их различать?
21. Назовите диагностические критерии нервной булимии. Какие нарушения и расстройства могут быть связаны с неконтролируемыми приступами обжорства?
22. Объясните коморбидность пищевых расстройств с другими нарушениями и психическими расстройствами. Оцените суицидальные риски и другие риски при пищевых расстройствах. Какие актуальные возрасты для заболевания пищевыми расстройствами вам известны?
23. Назовите факторы этиологии пищевых расстройств. Каким образом перфекционизм как личностная характеристика может быть связан с развитием пищевых нарушений?
24. Какие три принципа психологического вмешательства при пищевых расстройствах сформулированы в рамках когнитивно-поведенческого подхода?
25. Сформулируйте возможные симптомы и нарушения при шизофрении. Коморбидность с другими расстройствами. Риск заболеваемости шизофренией в популяции (%). Каковы возрастные пики заболеваемости шизофренией (для женщин, для мужчин).
26. Сформулируйте позитивную и негативную симптоматику шизофрении: отличия. Охарактеризуйте шизофреническую симптоматику с точки зрения: нарушений содержания мышления, нарушений восприятия, нарушений эмоциональной сферы, нарушения идентичности, нарушения воли, изоляции, моторного поведения.
27. Назовите типы шизофрении (DSM-4). Недифференцированный тип: симптоматика, прогноз. Кататонический тип: симптоматика, прогноз. Объяснить феномены эхопраксии, эхолалии часто встречающиеся при кататонической форме шизофрении. Дезорганизованный тип: симптоматика, прогноз.
28. Охарактеризуйте параноидный тип шизофрении: симптоматика, прогноз. Объясните понятие шизофрения резидуального типа, шизоаффективное расстройство, шизофреноподобное расстройство.
29. Назовите факторы развития шизофрении: биологический, генетический, семейный и психосоциальный. Объясните смысл экспериментов с Дискордантными /конкордантными близнецы в контексте заболеваемости шизофренией.
30. Сформулируйте концепцию Гр.Бейтса – коммуникация по типу двойной связи или двойное послание (double bind).
31. Объясните смысл синдрома дизрегуляции дофаминергичекской системы (Salience dysregulation syndrome).
32. Сформулируйте смысл психологического вмешательства при шизофрении. Какие тренинговые и когнитивные формы работы с пациентами, страдающими шизофренией вам известны?
33. Назовите категории соматоформных расстройств (DSM-4, МКБ-10). Соматизированное расстройство: симптоматика, диагностические критерии. Болевое расстройство: симптоматика. Иппохондрическое расстройство: симптоматика. Дисморфофобическая расстройство: симптоматика.
34. Назовите категории диссоциативных расстройств (DSM-4, МКБ-10). Диссоциативная фуга: симптоматика. Диссоциативная амнезия: симптоматика. Синдром Ганзера. Как можно объяснить некоторые результаты исследований, где низкие показатели алекситимии связаны с соматоформной симптоматикой?
35. Сформулируйте смысл психологического вмешательства при соматоформных расстройствах. Каковы методы и логика когнитивной-поведенческого подхода при соматоформных и диссоциативных расстройствах?
36. Назовите признаки панической атаки? Как и где обычно возникают приступы паники? Проанализировать примеры отличия панического расстройства от генерализованного тревожного расстройства (ГТР) и социально тревожного расстройства.
37. Сформулируйте агорафобическую симптоматику: примеры. Почему агорафобия часто сочетается с паническими атаками?
38. В каком возрасте чаще обращаются за помощью по поводу панических эпизодов и в каком возрасте обычно проявляется паническая и агорафобическая симптоматика.
39. Какой параметр рассматривается надежным предиктором возникновения в будущем развернутого панического расстройства?
40. Какие факторы влияют на возможность возникновения панического расстройства?
41. Какие формы психологического вмешательства обычно используют при паническом расстройстве и агорафобии? В чем заключается смысл экспозиции в работе с паническим расстройством и агорафобией?
42. На что обращается внимание в первую очередь в современной классификации ПТСР (DSM-IV) на ситуации, в которых возникла симптоматика или на тяжесть переживаемых симптомов?
43. Охарактеризуйте критерии ПТСР (A, B, C, D) с симптомами. В течении какого времени должны наблюдаться симптомы, чтобы можно было говорить о ПТСР?
44. Возможно ли отсроченное начало ПТСР? Какие факторы способствуют отсроченному началу ПТСР?
45. Каким образом теория когнитивной переработки Горовица помогает объяснить симптоматику ПТСР (completion tendency)?
46. Каким образом сознательная и бессознательная переработка травмирующего события связана с типами воспоминаний: 1) «вербально доступные воспоминания» (verbally accessible memories, VAMs) и 2) ситуационно доступные воспо-минания (situationally accessed memories, SAMs).
47. Почему в случае выраженных чувств вины, депрессии, стыда, вызванных травматическим событием, считается недостаточной применение лишь метода экспозиции и следует использовать когнитивные методы?
48. Сформулируйте общую логику психологического когнитивно-поведенческого вмешательства при ПТСР.
49. Дайте определение обсессивно-компульсивному расстройству (ОКР). Приведите примеры навязчивых идей, мыслей. Дайте определение навязчивым мыслям и навязчивым ритуалам.
50. Обязательно ли признание пациентом с ОКР бессмысленности своих переживаний в DSM-IV (требование инсайта)? Почему озабоченность мыслями о еде не всегда можно рассматривать как симптом ОКР?
51. Чем навязчивые мысли (идеи) отличаются от депрессивных руминаций? Каким образом следует различать тревожные мысли при ГТР и навязчивые идеи при ОКР? Охарактеризовать понятия эго-синтонности/эго-дистонности в контексте ОКР.
52. Объясните следующую мысль, характерную для индивидов с ОКР: «даже если человек не согрешил, греховная мысль так же дурна, как и сам грех».
53. Объясните смысл утверждения: «если навязчивые мысли могут быть эго-дистонными, вызы¬ваемая ими автоматическая мысль всегда эго-синтонна»?
54. Какие методы работы с ОКР симптоматикой вам известны? Особенности применения экспозиции при ОКР. Основная стратегия работы с ритуалами при ОКР. Особенности применения когнитивных методов работы при ОКР.
55. Сформулируйте симптомы и проявления социально-тревожного расстройства. Ситуации типичного проявления СТР.
56. Объясните различия генерализованной и негенерализованной формы социального тревожного расстройства (СТР). Для какой из этих форм СТР характерно более раннее начало болезни? С какой формой СТР, генерализованной или не-генерализованной, чаще сочетается избегающее расстройство личности?
57. Почему сочетание методов экспозиции в сочетании с когнитивной интервенцией особенно эффективно при социальном тревожном расстройстве (СТР)?
58. Какие дисфункциональные убеждения свойственны людям, страдающим социальным тревожным расстройством (СТР)? Каким образом люди с СТР воспринимают социальные отношения: как иерархичные и конкурентные или, скорее, как сотрудничающие и доброжелательные (аргументировать)?
59. Какие аффективные расстройства вам известны (в рамках МКБ-10 и DSM-4)?
60. Можно ли детям и подросткам ставить диагноз эпизод большой депрессии (или рекуррентная депрессия) или для этой категории речь идет только о раздражительном и угрюмом настроении?
61. Какие эмоционально-аффективные, мотивационные, когнитивные, психовегетативные, поведенческие, коммуникативные симптомы депрессии вам известны (подробный анализ по пунктам)?
62. Каждый последующий эпизод депрессии уменьшает или увеличивает вероятность рецидива? Аргументируйте ответ.
63. Может ли способствовать снижению депрессии долговременная повышенная концентрация кортизола (гиперкортицизм)? Аргументация.
64. Как связана депрессия с активностью правой / левой префронтальной корой? Какова роль гиппокампа при депрессиях и связь с нарушением памяти?
65. Объясните связь депрессии и когнитивных стилей.
66. Какие стили семейных взаимоотношений усиливают риск депрессивных эпизодов? Как вы понимаете следующий стиль родительского поведения: «недостаточная забота + с выраженным защитным контролем».
67. Какой диагностический критерий является ключевым для диагноза ГТР в DSM-4? Какие другие критерии ГТР (DSM-4) вам известны?
68. Как объяснить результаты исследований, согласно которым беспокойство при ГТР способствует предотвращению соматической симптоматики и подавлению актуальных страхов? Каким образом беспокойство при ГТР способно подавлять эмоциональную переработку страхов?


Вопросы к экзамену второго семестра первого курса:
1. Основные области (разделы) клинической психологии и их взаимосвязи.
2. Предмет и объект клинической психологии.
3. Проблемы патопсихологии.
4. Нейропсихология, ее место и роль в системе психологических наук.
5. Варианты аномалий психического развития и возможности их коррекции.
6. История клинической психологии.
7. Психологическая коррекция и психотерапия: задачи и возможности.
8. Практические задачи клинической психологии.
9. Клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач.
10. Категории синдрома и фактора в клинической психологии.
11. Роль психологических факторов в возникновении и преодолении соматических заболеваний.
12. Нейропсихологический подход к изучению нарушений познавательных процессов.
13. Приоритетные направления исследований в современной клинической психологии.
14. Мозговые основы психической деятельности.
15. Взаимосвязи психического и соматического в норме и патологии.
16. Клиническая психология в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
17. Проблемы психической нормы и патологии.
18. Место клинической психологии в системе психологических знаний.
19. Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики.
20. Вклад клинической психологии в решение фундаментальных общепсихологических проблем.
21. Теоретические основы и методологические принципы клинической психологии.
22. Диатез-стресс модель в клинической психологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Психиатрия и медицинская психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Клиническая психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Темы для выполнения обязательной работы студента:
 Какие взгляды на психическую норму и патологию прошлых эпох вам известны;
 Ознакомиться с существующими моделями психической нормы и пато-логии;
 Сформулировать смысл модели диатеза-стресса в понимании возникно-вения психических расстройств;
 Назвать известные существующие классификации психических рас-стройств;
 Сформулировать смысл когнитивно-поведенческого подхода к психоло-гическому вмешательству при личностных расстройствах;
 Сформулировать понимание личности в когнитивно-поведенческом под-ходе;
 Определить понятие когнитивной схемы, структуры в когнитивно-поведенческой модели психологического вмешательства;
 Объяснить смысл составления когнитивного профиля в когнитивно-поведенческом подходе при работе с расстройствами личности;


Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу введение в клиническую психологию, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоя-тельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.
Темы контролируемой самостоятельной работы студента:
 Проанализировать взгляды на причины и лечение психических расстройств;
 Проанализировать факторы возникновения нарушений поведения;
 Изучить модель диатеза-стресса в возникновении психических аномалий;

 Изучить особенности когнитивно-поведенческий подхода к психологи-ческому вмешательству при расстройствах личности;
 Изучить стили мышления, характерные для расстройств личности;
 Проанализировать когнитивно-поведенческие стратегии и методы рабо-ты с личностными расстройствами;
 Рассмотреть техники работы психолога в контексте работы с расстрой-ствами личности;
 Рассмотрение диагностических методик оценки симптоматики при лич-ностных расстройствах;
 Изучить теоретические подходы к рассмотрению расстройств личности


Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежу-точных тестов по предмету.

Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям
В рамках дисциплины «Аномалии личности» на практические занятия выносятся следующие темы:
 Аномалии в развитии личности с позиций психоанализа;
 Исторические взгляды на анормальное поведение;
 Аномалии в развитии личности с позиций бихевиоризма;
 Психосоциальные воззрения на возникновение психических аномалий;
 Когнитивно-поведенческая теория личности;
 Обработка информации и развитие когнитивных схем;
 Когнитивные профили для расстройств личности;
 Основные когнитивные схемы, характерные для расстройств личности;

На практических занятиях по предмету «Введение в клиническую психологию» рассматриваются вопросы психологической диагностики и психологического вмешательства при рпсихических расстройствах.
Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков диагностики расстройств личности, анализа подходов к рассмотрению психической нормы и патологии. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению различных рубрик классификации психических расстройств, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных анализу когнитивных профилей и когнитивных схем, характерных определенным расстройствам личности, студентам предлагается провести анализ убеждений, правил, установок и автоматических мыслей для различных расстройств личности.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление законспектированных материалов по выполнению индивидуального контрольного задания на экзамене преподавателю, решение тестовых заданий от 30% до 50%.