МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые образовательные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ЦД-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Цифровые образовательные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать навыки использования современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональном развитии и научно-исследовательской деятельности магистранта, включая навыки разработки цифровых образовательных ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ПК-1 Способен выбирать современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для создания информационных ресурсов, web и мультимедийных приложений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность понятий цифровой образовательной среды, электронного обучения, виды аудиовизуальных средств обучения, основные платформы массовых открытых онлайн-курсов, особенности педагогической коммуникации в дистанционном обучении, современные возможности индивидуализации обучения с помощью информационных технологий, особенности корпоративного обучения, аспекты авторского права, касающиеся использования электронной текстовой и визуальной информации для разработки электронных образовательных ресурсов, основы безопасного и эффективного использования ресурсно-информационных баз на основе облачных технологий в практической деятельности, методы организации процесса самостоятельного профессионального развития
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать информационные и коммуникационные средства для решения образовательных и научно-исследовательских задач, для конструирования электронных средств обучения, методически обоснованно использовать электронные наглядные средства, использовать образовательные ресурсы сети Интернет для организации самостоятельного профессионального развития, а также корпоративного обучения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком формирования комплекта электронных средств обучения в соответствии с содержанием учебной дисциплины, навыком разработки электронных средств обучения : схем, слайдшоу, инфографики, анимированных изображений, навыком подбора текстовых и визуальных материалов для разработки электронных наглядных средств обучения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современное образования в контексте цифровизации
1.1. Тенденции развития современного образования. Современные формы образовательного контента Лекции 2 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Курирование профессионального контента в современном дизайн-образовании и профессиональном развитии Лекции 2 4 УК-3, УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Виды современного цифрового образования. Массовые открытые онлайн-курсы. Практические 2 2 УК-6 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Массовые открытые онлайн-курсы: зарубежные и отечественные платформы Практические 2 2 УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. MOOC как инновационная форма обучения для студентов и профессионалов: изучение опыта Сам. работа 2 8 УК-6 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Педагогические основания развития цифровых образовательных технологий
2.1. Особенности и возможности современного дистанционного обучения Лекции 2 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Инструменты организации дистанционного обучения Практические 2 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Педагогический дизайн: ключевые положения, исследователи и практики Лекции 2 2 УК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Педагогическое целеполагание и особенности его применения в проектировании электронных образовательных ресурсов Практические 2 2 УК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Обзор онлайн-курсов Сам. работа 2 8 УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Современные средства представления учебной информации
3.1. Современные виды учебного контента. Визуализация учебной информации. Визуализация данных на карте. Инфографика. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Теоретическое обучение: современные форматы для дистанционного обучения Практические 2 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Разработка интерактивной графики или инфографики Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Разработка учебной аудио- или видеозаписи Сам. работа 2 14 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Особенности педагогической коммуникации в цифровой образовательной среде
4.1. Понятие педагогической коммуникации в контексте развития современных дистанционных форм обучения. Инструктирующие материалы для дистанционного обучения. Лекции 2 2 УК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Особенности совместной работы в цифровой информационной среде. Практические 2 2 УК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.3. Разработка инструктирующих материалов: коллективный проект Сам. работа 2 12 УК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Построение индивидуального образовательного маршрута средствами современных информационных технологий
5.1. Возможности инновационных форм оценивания результатов обучения. Формирующее оценивание. Диагностика как средство индвидуализации обучения. Лекции 2 2 УК-6 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.2. Дидактический контроль в электронном учебном курсе. Электронное тестирование. Практические 2 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.3. Разработка электронного теста Сам. работа 2 8 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Рефлексивные методы в обучении Практические 2 4 УК-6 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.5. Рефлексивные методы в обучении: упражнение на осмысление учебного опыта Сам. работа 2 8 УК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.6. Подготовка к тестированию Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Минин А. Я. Информационные технологии в образовании: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. К.А. Катков, И.П. Хвостова и др. Информационные технологии: учебное пособие СКФУ // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник М.: ИКТ «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : Флинта, 2018 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 newtonew.com http://newtonew.com/ newtonew.com
Э2 elibrary.ru http://elibrary.ru/defaultx.asp elibrary.ru
Э3 edutainme.ru http://www.edutainme.ru/ www.edutainme.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Цифровые образовательные технологии": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3444 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции и практические занятия имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере компьютерных и информационных технологий, а также закрепления их в процессе практической учебной деятельности. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов занятий с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования информационных и компьютерных технологий в профессиональных проектах.
Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня магистратуры.