Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.02. Социальная работа |
Профиль | Инновационные технологии социальной защиты населения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 39_04_02-ИТСЗН-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 127 | 127 | 127 | 127 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.сц.н., доцент
1.1. | Овладение студентами методологическими основами квалитологии и социальной квалиметрии, основами квалиметрического обеспечения анализа качества жизни, оценки качества социального обслуживания; нормативно-правовыми основами, регламентирующими качество социальных услуг, а также конкретно применяемыми методами,способами и приемами оценки качества социальных услуг, а также навыками проводить исследования в области социальной работы с помощью методов квалитологии и квалиметрии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-4 | Способен к разработке, внедрению, контролю, оценке и корректировке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. Основные научные достижения в области социальной квалитологии и квалиметрии: отечественный и зарубежный опыт. Теоретические подходы в области социальной квалитологии и квалиметрии. 2. Методы и технологии социальной квалиметрии, используемые в системе управления социальной защитой населения. Методы социальной квалиметрии, используемые в системе управления социальной защитой населения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1. Использовать теоретические знания в области социальной квалитологии и квалиметрии в практической деятельности специалиста по социальной работе. Использовать теоретические знания и проводить исследования в области социальной квалитологии и квалиметрии. 2. Разрабатывать систему критериев и показателей оценки качества социальных услуг в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. Использования знаний в области социальной квалитологии и квалиметрии в практике социальной работы. 2. Использования приемов и методов социальной квалитологии и квалиметрии в практике социальной работы. 3. Разработки инструментария для независимой оценки качества условий оказания услуг в учреждениях социального обслуживания населения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы квалитологии и современной теории социальной квалиметрии | ||||||
1.1. | Квалитология в системе современного знания | Практические | 3 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.2. | Социальная квалиметрия в системе квалитологии | Сам. работа | 3 | 33 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.3. | Качество как синтетическая категория | Практические | 3 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.4. | Оценка качества жизни в контексте социальной квалиметрии | Сам. работа | 3 | 31 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Квалиметрия социального обслуживания | ||||||
2.1. | Стандартизация качества социального обслуживания | Практические | 3 | 7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.2. | Обеспечение качества социального обслуживания населения | Сам. работа | 3 | 30 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.3. | Технологии оценки качества социального обслуживания | Практические | 3 | 7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.4. | Индикаторы квалиметрического измерения в социальном обслуживании | Сам. работа | 3 | 33 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.5. | Экзамен | Экзамен | 3 | 27 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.В чем сущность понятия "квалитология"? 2.В чем сущность понятия "квалиметрия"? 3.Раскройте сущность понятия "социальная квалиметрия". 4.Особенности объекта и предмета социальной квалимтерии как науки. 5.Назовите особенности квалиметрии в социальной работе. 6.Назовите особенности квалиметрии в социальном обслуживании. 7.Каковы методы оценки качества услуг? 8.Что понимается под качеством социального обслуживания и социальных услуг? 9.Какие уровни стандартизации услуг выделяют? 10.Назовите особенности социальных услуг и стандартизации социального обслуживания. 11.Назовите основные объекты стандартизации и их особенности. 12.Какие подходы существуют к классификации учреждений социального обслуживания и видов социальных услуг? 13.Перечислите основные документы, содержащие в себе критерии и показатели качества социальных услуг. 14.Каковы основные группы критериев и показателей качества услуг, социальных услуг? 15.Какие методы применяются для оценки качества услуг? 16.Какие методы применяются для оценки эффективности социального обслуживания? 17.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - построения диаграмм? 18.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - визуальный метод? 19.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - экспертный метод? 20.В чем суть методов контроля качества социальных услуг - опросные методы? 21.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - супервизии? 22.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - сравнения? 23.Определите понятия "качество", "интегральное качество" и укажите в чем их отличие. 24.Назовите и опишите известные Вам методы оценки качества социальных услуг. 25.Почему, по мнению А.И. Субетто, качество и количество необходимо рассматривать в единстве? 26.Укажите основные направления исследований качества социальных услуг, с детализацией подхода "качество социальных услуг как показатель качества жизни". 27.Назовите основные особенности и опишите процедуру проведения независимой оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги. 28.Назовите основные показатели оценки качества социальных услуг. 29.Перечислите принципы теории качества. 30.Охарактеризуйте связь наук социальная квалиметрия и метрология; социальная квалиметрия и социология. 31.Назовите основные суждения-признаки, выражающие содержание категории "качество". 32.Назовите элементы социального обслуживания, рассматриваемого как тип социального взаимодействия. 33.Подберите 5 ключевых понятий в области квалитологии, квалиметрии, социальной квалиметрии, дайте определения этих понятий, укажите источники публикации этих статей. 34.Назовите и опишите известные Вам методы оценки качества социальных услуг. 35.Назовите основные особенности и опишите процедуру проведения независимой оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги. 36.Проанализируйте положение национального стандарта ГОСТ Р 52143-2013 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. Выделите особенности шести видов социальных услуг. Дайте им краткую характеристику. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Стандартизация качества социального обслуживания населения. 2. Качество работы организаций оказывающих социальные услуги. 3. Этапы становления науки о качестве. 4. Предпосылки возникновения квалитологии. 5. Объект и предмет квалитологии. 6. Квалиметрия: основные понятия, цели, направления исследования 7. Качество социальных услуг: критерии и показатели оценки. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. В. Крысова | Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие | Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Крылова, Г.Д. | Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю.П. Зубков, Ю.Н. Берновский, А.Г. Зекунов и др. ред. В.М. Мишина | Основы стандартизации, метрологии и сертификации: | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Стандартизация продукции, процессов и услуг: учебно-практическое пособие | Москва : АСМС, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136767 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.gosuslugi.ru - Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ) | |||
Э2 | http://www.rosmintrud.ru - Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ | |||
Э3 | http://www.aksp.ru - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Алтайского края | |||
Э4 | http://mfc22.ru - сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края | |||
Э5 | http://www.gost.ru – сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии | www.gost.ru | ||
Э6 | http://ria-stk.ru/ - Журнал «Стандарты и качество» | ria-stk.ru | ||
Э7 | http://iv.garant.ru/SESSION/S__AWj6zrEA/PILOT/main.html - сайт Интернет-версии системы Гарант | iv.garant.ru | ||
Э8 | http://www.labrate.ru/qualimetry.htm - Библиотека квалиметролога | www.labrate.ru | ||
Э9 | http://cprfspb.ru/books/Tom08_1.pdf - Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм : В 13 томах. Том восьмой : Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. Книга 1 / Под ред. Л.А. Зеленова — С.-Петербург — Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. — 392 с | cprfspb.ru | ||
Э10 | http://www.radioslovo.ru/knigi/Tom08_2.pdf - Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм : В 13 томах. Том восьмой : Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. Книга 2 / Под ред. Л.А. Зеленова — С.-Петербург — Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. — 334 с. | www.radioslovo.ru | ||
Э11 | Курс в Moodle «Квалитология в социальной работе» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия |