МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Квалитология в социальной работе
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план39_04_02-ИТСЗН-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Квалитология в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.сц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.сц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами методологическими основами квалитологии и социальной квалиметрии, основами квалиметрического обеспечения анализа качества жизни, оценки качества социального обслуживания; нормативно-правовыми основами, регламентирующими качество социальных услуг, а также конкретно применяемыми методами,способами и приемами оценки качества социальных услуг, а также навыками проводить исследования в области социальной работы с помощью методов квалитологии и квалиметрии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: Способен к разработке, внедрению, контролю, оценке и корректировке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные научные достижения в области социальной квалитологии и квалиметрии: отечественный и зарубежный опыт. Теоретические подходы в области социальной квалитологии и квалиметрии.
2. Методы и технологии социальной квалиметрии, используемые в системе управления социальной защитой населения. Методы социальной квалиметрии, используемые в системе управления социальной защитой населения.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Использовать теоретические знания в области социальной квалитологии и квалиметрии в практической деятельности специалиста по социальной работе. Использовать теоретические знания и проводить исследования в области социальной квалитологии и квалиметрии.
2. Разрабатывать систему критериев и показателей оценки качества социальных услуг в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Использования знаний в области социальной квалитологии и квалиметрии в практике социальной работы.
2. Использования приемов и методов социальной квалитологии и квалиметрии в практике социальной работы.
3. Разработки инструментария для независимой оценки качества условий оказания услуг в учреждениях социального обслуживания населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы квалитологии и современной теории социальной квалиметрии
1.1. Квалитология в системе современного знания Практические 3 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальная квалиметрия в системе квалитологии Сам. работа 3 33 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Качество как синтетическая категория Практические 3 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Оценка качества жизни в контексте социальной квалиметрии Сам. работа 3 31 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Квалиметрия социального обслуживания
2.1. Стандартизация качества социального обслуживания Практические 3 7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Обеспечение качества социального обслуживания населения Сам. работа 3 30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Технологии оценки качества социального обслуживания Практические 3 7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Индикаторы квалиметрического измерения в социальном обслуживании Сам. работа 3 33 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Экзамен Экзамен 3 27 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.В чем сущность понятия "квалитология"?
2.В чем сущность понятия "квалиметрия"?
3.Раскройте сущность понятия "социальная квалиметрия".
4.Особенности объекта и предмета социальной квалимтерии как науки.
5.Назовите особенности квалиметрии в социальной работе.
6.Назовите особенности квалиметрии в социальном обслуживании.
7.Каковы методы оценки качества услуг?
8.Что понимается под качеством социального обслуживания и социальных услуг?
9.Какие уровни стандартизации услуг выделяют?
10.Назовите особенности социальных услуг и стандартизации социального обслуживания.
11.Назовите основные объекты стандартизации и их особенности.
12.Какие подходы существуют к классификации учреждений социального обслуживания и видов социальных услуг?
13.Перечислите основные документы, содержащие в себе критерии и показатели качества социальных услуг.
14.Каковы основные группы критериев и показателей качества услуг, социальных услуг?
15.Какие методы применяются для оценки качества услуг?
16.Какие методы применяются для оценки эффективности социального обслуживания?
17.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - построения диаграмм?
18.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - визуальный метод?
19.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - экспертный метод?
20.В чем суть методов контроля качества социальных услуг - опросные методы?
21.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - супервизии?
22.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - сравнения?
23.Определите понятия "качество", "интегральное качество" и укажите в чем их отличие.
24.Назовите и опишите известные Вам методы оценки качества социальных услуг.
25.Почему, по мнению А.И. Субетто, качество и количество необходимо рассматривать в единстве?
26.Укажите основные направления исследований качества социальных услуг, с детализацией подхода "качество социальных услуг как показатель качества жизни".
27.Назовите основные особенности и опишите процедуру проведения независимой оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги.
28.Назовите основные показатели оценки качества социальных услуг.
29.Перечислите принципы теории качества.
30.Охарактеризуйте связь наук социальная квалиметрия и метрология; социальная квалиметрия и социология.
31.Назовите основные суждения-признаки, выражающие содержание категории "качество".
32.Назовите элементы социального обслуживания, рассматриваемого как тип социального взаимодействия.
33.Подберите 5 ключевых понятий в области квалитологии, квалиметрии, социальной квалиметрии, дайте определения этих понятий, укажите источники публикации этих статей.
34.Назовите и опишите известные Вам методы оценки качества социальных услуг.
35.Назовите основные особенности и опишите процедуру проведения независимой оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги.
36.Проанализируйте положение национального стандарта ГОСТ Р 52143-2013 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. Выделите особенности шести видов социальных услуг. Дайте им краткую характеристику.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Стандартизация качества социального обслуживания населения.
2. Качество работы организаций оказывающих социальные услуги.
3. Этапы становления науки о качестве.
4. Предпосылки возникновения квалитологии.
5. Объект и предмет квалитологии.
6. Квалиметрия: основные понятия, цели, направления исследования
7. Качество социальных услуг: критерии и показатели оценки.
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Крысова Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=477386&sr=1
Л1.2 Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114433
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.П. Зубков, Ю.Н. Берновский, А.Г. Зекунов и др. ред. В.М. Мишина Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117687
Л2.2 Стандартизация продукции, процессов и услуг: учебно-практическое пособие Москва : АСМС, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136767 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.gosuslugi.ru - Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ)
Э2 http://www.rosmintrud.ru - Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ
Э3 http://www.aksp.ru - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Алтайского края
Э4 http://mfc22.ru - сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края
Э5 http://www.gost.ru – сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru
Э6 http://ria-stk.ru/ - Журнал «Стандарты и качество» http://ria-stk.ru/
Э7 http://iv.garant.ru/SESSION/S__AWj6zrEA/PILOT/main.html - сайт Интернет-версии системы Гарант http://iv.garant.ru/SESSION/S__AWj6zrEA/PILOT/main.html
Э8 http://www.labrate.ru/qualimetry.htm - Библиотека квалиметролога http://www.labrate.ru/qualimetry.htm
Э9 http://cprfspb.ru/books/Tom08_1.pdf - Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм : В 13 томах. Том восьмой : Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. Книга 1 / Под ред. Л.А. Зеленова — С.-Петербург — Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. — 392 с http://cprfspb.ru/books/Tom08_1.pdf
Э10 http://www.radioslovo.ru/knigi/Tom08_2.pdf - Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм : В 13 томах. Том восьмой : Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. Книга 2 / Под ред. Л.А. Зеленова — С.-Петербург — Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. — 334 с. http://www.radioslovo.ru/knigi/Tom08_2.pdf
Э11 Курс в Moodle «Квалитология в социальной работе» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1239
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия