МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общий курс шрифта
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_Диз-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ист.н., доц., Бацына О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Общий курс шрифта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов шрифтовой культуры и основных навыков композиционного, стилистического и цветового решения проектирования шрифтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности
ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные виды шрифтовых композиций
- об исторической эволюции шрифтовых форм;
- о взаимосвязи шрифта с технологиями печати.
- об эстетических качествах шрифта и шрифтовой композиции
3.2.Уметь:
3.2.1.- различать типы шрифтовых форм;
- выполнять правильный набор шрифтов для различного назначения;
- грамотно компоновать блок текста в заданном формате;
- регулировать межбуквенный пробел, межсловный пробел, интерлиньяж;
- различать шрифтовые композиции разных эпох;
- воссоздавать стилевую целостность шрифта по базовым элементам и буквам
- использовать шрифт как равноправный элемент композиции
- самостоятельно разрабатывать шрифты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками начертания букв шрифта различными инструментами;
- построения шрифта по модульной сетке;
- навыками композиционного, стилистического, цветового соединения шрифта и изображения;
- навыками проектирования декоративных шрифтов
- техниками работы с инструментами для графических работ: перья плакатные, перья типа «орнамент», тонкое перо, гусиное перо, кисти плоские и круглые, карандаш, фломастер и пр.;
- освоение художественных материалов: тушь, гуашь, акварель, акрил и пр.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История развития шрифта
1.1. Обзор истории развития шрифта от глубокой древности до современности Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Составить коллекцию шрифтов печатной продукции. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Упражнения работы с различными инструментами: тонким пером, плакатным пером, типа «редис», «орнамент», плоскими и круглыми кистями, маркерами. Выполнение линий под разным наклоном. Выполнение округлых элементов. Выполнение ритмических рядов Сам. работа 2 4 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Письменность средневековья
2.1. Возникновение книгопечатания в Западной Европе. Первая типография И. Гутенберга. Наборные шрифты. Основные принципы ранней типографики Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Выполнить упражнения плакатными перьями Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Выполнить импровизацию одной буквы с использованием разных инструментов Сам. работа 2 4 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Письменность эпохи Ренессанса
3.1. Шрифты эпохи Ренессанса. Крупнейшие художники Возрождения - А. Дюрер и Г. Гольбейн как создатели шрифтов и алфавитов. Основные черты шрифтов старинной антиквы. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Выполнить композицию графем в моногаме Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Копирование антиквенных шрифтов. Копирование. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Шрифты Нового времени
4.1. Появление первых изданий по типографике, формирование системы конструирования и измерения шрифтов. Возникновение брусковых шрифтов, их характеристика, область применения Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Копирование готических шрифтов Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Копирование древнерусского шрифта: устав, полуустав, вязь Сам. работа 2 4 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Появление и развитие кириллических шрифтов
5.1. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия Глаголица – алфавит, созданный на научной основе. Кириллица - транслитерализация глаголицы. Создание кириллического алфавита. Появление книгопечатания в России. Реформы Петра 1 в области типографики. Развитие шрифтовой культуры в России в XVIII - XIX веках Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Построение гротесковых шрифтов Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Выполнить Петровский гражданский шрифт Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Своеобразие китайского иероглифического письма и арабской вязи
6.1. Китайские иероглифы и японские силлабические азбуки катакана и хирагана. Типы написания иероглифов: Kaisho квадрат, Gyosho – полукурсив, Sosho – курсив. Основные черты октограммы и правила начертания. Разновидности кистей для каллиграфии. Отличительные особенности мусульманской каллиграфии. Условность художественного языка Сам. работа 2 6 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Особенности монументального и курсивного письма Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Арабские почерки: сульс, насх та лик, дийвани, рика, макки, мадани, басри, куфи Сам. работа 2 6 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Эволюция шрифтовых форм и их взаимосвязь с технологиями печати. История книгопечатания
7.1. Иван Федоров и Франциск Скорина в истории книгопечатания. Требования к шрифтам в полиграфической промышленности Сам. работа 2 8 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.2. Классификация шрифтов Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.3. Гражданский, елизаветинский, академический литературный, обыкновенный шрифты Сам. работа 2 6 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Построение шрифтов
8.1. Анатомия шрифта и элементы знака, структура шрифта Сам. работа 2 12 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.2. Анатомия шрифта и элементы знака. Понятия структуры шрифта: «кегль», интерлиньяж, «кернинг», «гарнитура» Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.3. Прописные, строчные буквы, цифры, знаки препинания, специальные символы Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.4. Стилевое единство гарнитуры Сам. работа 2 4 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.5. Связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта. Основа средств художественной выразительности красивые Сам. работа 2 4 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.6. Построение шрифтовой композиции Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.7. Морфология шрифта Сам. работа 2 4 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.8. Разработка полиграмм Сам. работа 2 4 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Шрифтовые композиции
9.1. Виды шрифтовых композиций Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
9.2. Разработка композиции слова Сам. работа 2 4 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
9.3. Разработка композиции фразы Сам. работа 2 2 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
9.4. Зачет 2 4 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ОБЩИЙ КУРС ШРИФТА.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет.: учеб. пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 https://e.lanbook.com/book/1101
Л1.2 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. http://books.totalarch.com/node/1553
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Овчинникова Р. Ю., Дмитриева Л. М. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие М.:Гардарики, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 MOODLE Общий курс шрифта https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3323
Э2 Обучение издательскому делу http://learn.bdfoto.ru/?p=182
Э3 Академик http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/152182/82
Э4 Шрифт http://fontproblem.narod.ru/index.html?http://fontproblem.narod.ru/srift.htm
Э5 Самый большой каталог шрифтов http://ifont.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Общий курс шрифта» включает в себя лекционные и практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины «Общий курс шрифта» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, графические средства и приспособления. Решение задачи всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – зачет, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины «Общий курс шрифта». Зачет включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум графических работ - портфолио. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является лист формата А4. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.