Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z09_03_03_ПИЭ-345-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Лабораторные | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор
1.1. | Изучение теоретических основ и принципов построения и функционирования геоинформационных систем, их функциональной и структурной организации, а также основные подходы к моделированию реальных объектов при решении с помощью геоинформационных технологий различных экономических задач, в том числе задач управления сложными территориально-распределенными объектами. изучение состава аппаратного, программного и информационного обеспечения ГИС; изучение информационных моделей, используемых в ГИС; изучение функционального назначения основных компонентов ГИС; изучение наиболее распространенных архитектурных и программных решений ГИС. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08 |
ПК-2 | способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение |
ПК-14 | способностью осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач |
ПК-17 | способностью принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла |
ПК-19 | способностью принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, обучать пользователей информационных систем |
ПК-22 | способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • терминологию и основные характеристики современных информационных и геоинформационных систем • суть и способы построения и развития геоинформационных систем; • существующие технологические и алгоритмические приемы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации; • об особенности организации данных и об основных моделях данных в ГИС И САПР • международные и отечественные стандарты пространственных данных; • функциональные возможности и интерфейс геоинформационных систем; • источники пространственных данных, способы их получения, форматы и модели пространственных данных • стандартные задачи профессиональной деятельности; основные требования информационной безопасности. • стандартные социально-экономические задачи, решаемые с использованием геоинформационных систем и технологий; содержание и назначение методов экономико-географических исследований и социально-экономического картографирования для получения объективных аналитических оценок; методические подходы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, предусматривающие использование ГИС И САПР и других информационных систем. • методику применения ГИС-технологий в географических исследованиях. • аппаратные и программные средства использования геоинформационных технологий; • роль и место геоинформационных систем и технологий в науке, образовании и практиках цифрового общества; • стандартные социально-экономические задачи, решаемые с использованием геоинформационных систем и технологий; • способы использования геоинформационных систем и технологий при решении научных задач. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • использовать полученные знания для анализа и выбора программно-технологических платформ при создании ГИС И САПР • использовать известные и доступные технологические и алгоритмические приемы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации; • выбирать и оценивать программное обеспечение для создания и использования геоинформационных систем и технологий; • создавать атрибутивные базы данных для геоинформационных систем. • применить полученные знания для анализа и выбора модели данных при создании базы данных в конкретной ГИС • интегрировать разнотипные данные в геинформационной системе • создавать географические базы данных • проводить сбор и анализ пространственных данных • осуществлять анализ и поиск пространственной и атрибутивной информации • применять методы и технические приемы математико-картографического моделирования, реализуемые в ГИС-системах; • применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики; • применять типовые подходы и методы разработки схем территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической деятельности. • применять методы геоинформатики и геоинформационного картографирования к решению профессиональных задач в сфере экономики и управления; создавать базы данных ГИС И САПР • принимать управленческие решения на основе результатов анализа пространственных данных. • использовать информационно-поисковые средства локальных и глобальных вычислительных и информационных сетей; • применять на практике методы экономико-географических исследований для получения объективных аналитических оценок структуры и состояния территориальных социально-экономических систем; • выбирать необходимое программное и техническое обеспечение для решения задач с применением пространственного анализа. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • теоретической базой и практическими навыками, необходимыми при создании и эксплуатации геоинформационных систем • методами и способами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе ГИС И САПР; • методами геоинформационного картографирования для обработки, анализа и синтеза информации в экономике; • практическими навыками создания и ведения баз данных при решении различных задач с применением ГИС-технологий • технологиями компьютерной обработки космических снимков для создания тематических карт и слоёв БД ГИС И САПР • технологией математико-картографического моделирования социально-экономической ситуации на примере региона посредством использования ГИС-инструментария; • опытом разработки и реализации этапов принятия управленческих решении на основе результатов анализа пространственных данных, внесения корректив в стандартные алгоритмы действий в нестандартных условиях • самостоятельного принятия решений о выборе средств сбора и анализа исходных пространственных данных в геоинформационной системе, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов • приемами получения и анализа статистических данных с применением информационно-коммуникационных технологий; • навыками применения на практике методов экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики; • методами оценки качества разнотипных данных |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общее понятие о территориально-распределенных объектах. Аппаратное обеспечение ГИС и САПР. | ||||||
1.1. | Общее понятие о территориально-распределенных объектах. Аппаратное обеспечение ГИС и САПР. | Лекции | 5 | 0,5 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 2. Информационные модели объектов в ГИС и САПР. | ||||||
2.1. | Информационные модели объектов в ГИС и САПР. | Лекции | 5 | 0,5 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Изучение моделей данных ГИС и САПР. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Связь пространственных и атрибутивных данных в ГИС и САПР. | ||||||
3.1. | Изучение методов организации атрибутивных данных в ГИС и САПР. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Связь пространственных и атрибутивных данных в ГИС и САПР. | Лекции | 5 | 0,5 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Инструментальные средства работы с пространственными данными. | ||||||
4.1. | Знакомство с инструментальными средствами ГИС. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Инструментальные средства работы с пространственными данными. | Лекции | 5 | 0,5 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Инструментальные средства ГИС. | Лабораторные | 5 | 1 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Ввод и обработка пространственных данных. | ||||||
5.1. | Подготовка растровых данных для индивидуального проекта. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Методы ввода и обработки пространственных данных. | Лекции | 5 | 0,5 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Работа с растровыми данными. | Лабораторные | 5 | 1 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Тематическая информация в ГИС и САПР. Базы данных и их использование в ГИС и САПР. | ||||||
6.1. | Получение векторных данных для индивидуального проекта. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Тематическая информация в ГИС и САПР. Базы данных и их использование в ГИС и САПР. | Лекции | 5 | 0,5 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Объектовое деление. Работа по созданию векторных данных. | Лабораторные | 5 | 1 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Создание приложений. Представление результатов анализа и производство карт. Организация работ. Пpоектирование ГИС. | ||||||
7.1. | Сборка проекта в ArcView. | Сам. работа | 5 | 17 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Создание приложений. Представление результатов анализа и производство карт. Организация работ. Пpоектирование ГИС. | Лекции | 5 | 0,5 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Ввод и обработка пространственных данных в ГИС. Создание приложений в ГИС. | Лабораторные | 5 | 1 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 8. Применение ГИС и САПР в решении экономических задач. | ||||||
8.1. | Подготовка к сдаче зачета | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
8.2. | Применение ГИС и САПР в решении экономических задач. | Лекции | 5 | 0,5 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
8.3. | Тест по терминологии. | Лабораторные | 5 | 1 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
8.4. | Коллоквиум | Лабораторные | 5 | 1 | ПК-2, ПК-14, ПК-17, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О.И. Жуковский | Геоинформационные системы: учебное пособие | Томск: Эль Контент, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Головина Л. Н. , Кузнецова М. Н. | Инженерная графика: учебное пособие | Сибирский федеральный университет //ЭБС "ОНЛАЙН", 2011 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Д.А. Ловцов; А.М. Черных | Геоинформационные системы: учебное пособие | Москва: Российская академия правосудия, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под. ред. В.С. Тикунова | Геоинформатика: учеб. для вузов: в 2 кн | М.: Академия., 2008 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Стерлягов С.П., Бедрина М.В. | ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ: Рабочая программа и методические указания | Барнаул - изд. АлтГУ, 2010 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Материалы ГИС-ассоциации России - http://www.gisa.ru. | |||
Э2 | The OpenGIS Specification Model. Open GIS Consortium. http://www.opengis.org. | |||
Э3 | Официальный сайт AutoDesk - http://www.autodesk.com | |||
Э4 | Официальный сайт Mapinfo Corporation. http://www.mapinfo.com. | |||
Э5 | Официальный сайт ГЕО+КАД, Киев (Украина) - http://www.arcada.com.ua/infot/it_news.html | |||
Э6 | Официальный сайт ДАТА+ - http://www.dataplus.ru | |||
Э7 | Официальный сайт Кредо-Диалог НПК - http://www.credo.nsys.by | |||
Э8 | Официальный сайт Ланэко (ГИС ПАРК) - http://www.laneco.ru | |||
Э9 | Официальный сайт ПОИНТ (представитель CADdy в России) - http://www.caddy.ru/pointadd.html | |||
Э10 | Официальный сайт ИВЦ Поток - http://www.ropnet.ru/potok | |||
Э11 | Официальный сайт Трисофт (Москва) - http://www.trisoftrus.com | |||
Э12 | Центр геоинформационных исследований института географии РАН - http://geocnt.geonet.ru | |||
Э13 | Официальный сайт Easy Trace Group - http://easytrace.com | |||
Э14 | Официальный сайт Intergraph, российское отделение корпорации - http://www.ingr.com/russia | |||
Э15 | Официальный сайт Panorama Group - http://panorama.ecorp.ru | |||
Э16 | ProGIS в России - http://www.progis.ru | |||
Э17 | Материалы студентам для подготовки к коллоквиуму (в электронной форме). | |||
Э18 | Краткий курс лекций в формате компьютерной презентации. | |||
Э19 | Толковый словарь по геоинформатике в формате гипертекста. | |||
Э20 | Мультимедийные материалы в форме презентаций и демонстрационных видеороликов различных средств ГИС. | |||
Э21 | Демонстрационные и учебные версии программных средств ГИС. | |||
Э22 | Курс в Moodle "ГИС в экономике и управлении" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ArcGis, Easy Trace, GIMP Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине: В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно просматривать содержание лекционного материала, работать с рекомендованной литературой, делая себе пометки в тексте лекции. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебники, но и те источники, которые дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению практических работ: В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается образное географическое мышление. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В ходе практических работ студенты ведут текстуальный конспект, отмечая основные алгоритмы выполнения задач. В заключение преподаватель подводит итоги практической работы. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изложение материала в ходе проведения практических работ идет последовательно: каждая следующая работа опирается на приобретенные в ходе вополнения предыдущих работ знания. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы: Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта практических работ, их дополнение рекомендованной литературой, рассмотрение возможностей приложения полученных знаний к теме своих научных исследований. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованными учебниками и электронными ресурсами, список которых приведен в РПД. Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |