МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Содержание и методика социально-педагогической деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_04_02-ИТСЗН-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Содержание и методика социально-педагогической деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение концептуальными основами, содержанием и технологическим обеспечением педагогической деятельности и особенностями ее реализации в различных социальных сферах;
формирование у будущих специалистов по социальной работе представлений о сущности, содержании, принципах, формах и методах педагогической деятельности с различными категориями населения;
овладение педагогическими технологиями, актуальными в социальной работе с детьми, подростками, молодежью, взрослыми в различных типах учреждений;
развитие и закрепление у студентов умений выбирать формы реализации педагогической деятельности, конструировать содержание педагогической деятельности и оценивать ее результаты;
содействие будущим специалистам в развитии педагогических компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: Способен к разработке учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение, признаки, цели, задачи, принципы и функции педагогической деятельности; специфику содержания и технологического обеспечения педагогической деятельности в различных социальных сферах; условия реализации педагогической деятельности специалистом по социальной работе
3.2.Уметь:
3.2.1.определять педагогические цели; планировать педагогическую деятельность; конструировать содержание педагогического воздействия и взаимодействия; выбирать адекватные формы и методы педагогического взаимодействия и воздействия; оценивать результативность реализации педагогических функций социальным работником; осуществлять сравнительный анализ реализации педагогической деятельности в различных сферах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками разработки, проведения и анализа учебно-воспитательных мероприятий в процессе осуществления педагогической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика педагогической деятельности в системе социальной работы
1.1. Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы Лекции 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.2. Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы Практические 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.3. Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы Сам. работа 1 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.4. Педагогические требования к личности и деятельности социального работника Лекции 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.5. Педагогические требования к личности и деятельности социального работника Сам. работа 1 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 2. Теоретико-технологические основы реализации педагогической деятельности в различных сферах
2.1. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в сфере социального обслуживания населения Лекции 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.2. Технологии социально-педагогической деятельности с различными категориями нселения Практические 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.3. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в сфере социального обслуживания населения Сам. работа 1 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.4. Социалный педагог как менджер. Управление в социально-педагогической деятельности. Лекции 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.5. Алгоритм работы в рамках социально-педагогических технологий Практические 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.6. Социалный педагог как менджер. Управление в социально-педагогической деятельности. Сам. работа 1 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.7. Формы и методы работы в социально-педагогических технологиях Практические 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.8. Формы и методы работы в социально-педагогических технологиях Сам. работа 1 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.9. Просмотр обучающего видео-ролика Лекции 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.10. Роль социального педагога и социального работника в социально-педагогической технологии Практические 1 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.11. Роль социального педагога и социального работника в социально-педагогической технологии Сам. работа 1 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.12. Разработка программы деятельности социального педагога в конкретной социально-педагогической технологии Практические 1 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.13. Разработка программы деятельности социального педагога в конкретной социально-педагогической технологии Сам. работа 1 21 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.14. Защита проекта Практические 1 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.15. Подготовка к экзамену Экзамен 1 27 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, а также в форме выступлений на семинарских занятиях.
Задание 1.
Раскройте задачи, направления педагогической деятельности следующих организаций:
а)школы;
б)детского дома;
в)социального приюта;
г)социальной гостиницы;
д)территориального центра социальной помощи семье и детям;
е)социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
ж)кризисного центра для мужчин (кризисного центра для женщин);
з)молодежного кризисного центра;
и)лечебно-профилактического учреждения;
к)исправительного учреждения.
Задание 2.
Разработайте план (сценарий, конспект) учебно-воспитательного мероприятия, коллективного творческого дела (КТД), урока. Подготовьте и проведите его в студенческой группе.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов

1.Педагогическая деятельность как вид социальной деятельности.
2.Возникновение и развитие профессиональной педагогической деятельности.
3.Структура педагогической деятельности.
4.Результаты педагогической деятельности и их эффективность.
5.Инновационные виды педагогической деятельности.
6.Здоровьесбережение как направление педагогической деятельности.
7.Педагогические технологии в воспитательной деятельности.
8.Педагогические технологии обучения.
9.Профессионально-личностные качества педагога.
10.Формы педагогической деятельности.
11.Принципы педагогической деятельности.
12.Направления педагогической деятельности.
13.Воспитание и перевоспитание.
14.Методика взаимообмена заданиями.
15.Модульная технология и ее реализация в педагогической деятельности.
16.Технология полного усвоения знаний и ее реализация в педагогической деятельности.
17.Развивающие технологии и их реализация в педагогической деятельности.
18.Адаптивные технологии и их реализация в педагогической деятельности.
19.Воспитание в доме ребенка.
20.Педагогическая деятельность в детском оздоровительном лагере.
21.Образовательные учреждения в РФ.
22.Планирование педагогической деятельности (в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, армии, правоохранительных органах).
23.Работа с семьей как направление педагогической деятельности в системе образования (в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, армии, правоохранительных органах).
24.Психолого-педагогическое просвещение родителей.
25.Методическая работа педагога.
26.Содержание и методика работы воспитателя в различных типах учреждений.
27.Содержание и методика работы учителя в различных типах учреждений.
28.Содержание и методика работы педагога-психолога в различных типах учреждений.
29.Содержание и методика работы классного руководителя и куратора.
30.Содержание и методика работы социального педагога в различных типах учреждений.
31.Содержание и методика работы педагога дополнительного образования в различных типах учреждений.
32.Педагогическая деятельность в суворовском училище.
33.Педагогическая деятельность в кадетском корпусе.
34.Педагогическая деятельность в воспитательной колонии.
35.Педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями развития (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).
36.Педагогические требования к социальному работнику центра социальной помощи семье и детям.
37.Формы педагогической деятельности в центре социальной помощи семье и детям.
38.Содержание и методика педагогической деятельности в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
39.Обучение и воспитание несовершеннолетних в социальном приюте.
40.Педагогическое сопровождение детей «группы риска».
41.Педагогическое сопровождение семей «группы риска».
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложенние
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Е. Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс : учебное пособие М. : Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443603
Л1.2 Байбородова Л.В., Лебедева Т.С., Тарханова И.Ю. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей: учебное пособие ВЛАДОС, 2017 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785950067594.html
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гончарук, А.Ю. Теория и методика социально-педагогического проектирования и прогнозирования: учебно-методическое пособие и практикум по III Государственному стандарту Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276489
Л2.2 Прохорова, С.Ю. Психолого-педагогическое просвещение родителей первоклассников : методическое пособие Москва : Русское слово — учебник, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486150
Л2.3 Махнач, А.В. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: практическое руководство Москва : Институт психологии РАН, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271615
Л2.4 Жданова, С.Н. Социально-педагогическая теория освоения мира учащимися: генезис и технология реализации : монография Москва : Издательство «Флинта», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482650
Л2.5 Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология: иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российское образование: федеральный портал www.edu.ru
Э2 Вестник образования: официальное издание Министерства образования и науки www.vestnik.edu.ru
Э3 Институт новых технологий образования www.int-edu.ru
Э4 Издательский дом «1 сентября» www.1september.ru
Э5 Издательство «Просвещение» www.prosv.ru
Э6 Международная сеть образовательных ресурсов www.iearn.org
Э7 Курс в Moodle "Содержание и методика социально-педагогической деятельности " https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2769
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.