МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 44 44 44 44
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.Ю. Юдинцев, канд.физ.-мат.наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой А.Ю. Юдинцев, канд.физ.-мат.наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.• ознакомить с методами представления, измерения, хранения, обработки и передачи информации;
• сформировать теоретические основы построения и организации функционирования ЭВМ и вычислительных систем;
• закрепить и расширить знания по основам телекоммуникаций, вычислительных систем и сетевых технологий;
• сформировать устойчивые представления о принципах построения и эксплуатации вычислительных и телекоммуникационных систем.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
• определять меры информации и показатели ее качества;
• анализировать архитектуры информационно-вычислительных систем для эффективного использования их в профессиональной деятельности;
• выбирать функциональную и структурную организацию ЭВМ, наиболее соответствующую поставленным задачам;
• конфигурировать состав и структуру вычислительных компклексов информационных систем предприятий;
• обеспечивать взаимодействие основных компонентов ЭВМ;
• организовывать бесперебойное функционирование ЭВМ и ВС;
• обслуживать вычислительные и телекоммуникационные системы;
• проектировать ЛВС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-3: выбор рациональных информационных систем и информационно-коммуникативных технологий решения для управления бизнесом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные физические, математические и логические принципы построения и функционирования ЭВМ.
• методы анализа и поиска неисправностей в рабо-те аппаратно-программных компонентов ЭВМ и сетей.
• типовой состав персональной ЭВМ и ЛВС.
• различные способы конфигурирования рабочего места пользователя.
• отличительные особенности различных типов ЭВМ и ВС.
• международные стандарты, регламентирующие производство и функционирование компьютерного и телекоммуникационного оборудования.
• технологические особенности продукции различных производителей компьютерного оборудования.
3.2.Уметь:
3.2.1.• использовать техническую документацию и другие источники для получения информации о современном состоянии рынка компьютеров и программного обеспечения.
• осуществить подбор аппаратно-программных средств, необходимых для решения типовых задач конкретного специалиста или организации с учетом профиля ее деятельности.
• обосновывать причину возникновения неисправностей
• применять различные методики расчетов показателей и характеристик функционирования программных и аппаратных компонентов.
• устранять неисправности ЭВМ, не связанные с физической поломкой оборудования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• методами оценки эффективности функционирования компьютерного и телекоммуникационного оборудования.
• методиками расчетов ЛВС на соответствие стандартам СКС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально-экономические аспекты информатизации общества.
1.1. Социально-экономические аспекты информатизации общества. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Информация. Данные. Способы представления данных в ЭВМ. Физические основы вычислительных процессов. Основы построения и функционирования вычислительных машин: общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин, информационно-логические основы вычислительных машин, их функциональная и структурная организация, память, процессоры, каналы и интерфейсы ввода вывода, периферийные устройства, режим работы, программное обеспечение.
2.1. Информация. Данные. Способы представления данных в ЭВМ. Физические основы вычислительных процессов. Основы построения и функционирования вычислительных машин: общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин, информационно-логические основы вычислительных машин, их функциональная и структурная организация, память, процессоры, каналы и интерфейсы ввода вывода, периферийные устройства, режим работы, программное обеспечение. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Методы и способы кодирования информации. Лабораторные 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Арифметические основы функционирования ЭВМ.
3.1. Арифметические основы функционирования ЭВМ. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Решение задач. Лабораторные 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
3.3. Контрольная работа. Лабораторные 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
3.4. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Логические основы функционирования ЭВМ. Способы реализации компьютерной логики.
4.1. Логические основы функционирования ЭВМ. Способы реализации компьютерной логики. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Решение задач. Лабораторные 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
4.3. Контрольная работа. Лабораторные 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Архитектурные особенности и организация функционирования вычислительных машин различных классов: многомашинные и многопроцессорные вычислительные системы, типовые вычислительные структуры и программное обеспечение, режимы работы.
5.1. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.2. Архитектурные особенности и организация функционирования вычислительных машин различных классов: многомашинные и многопроцессорные вычислительные системы, типовые вычислительные структуры и программное обеспечение, режимы работы. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Пеpсональные компьютеpы IBM (IBM PC). Этапы pазвития компьютеpов IBM PC.
6.1. Пеpсональные компьютеpы IBM (IBM PC). Этапы pазвития компьютеpов IBM PC. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Основные и дополнительные блоки IBM PC.
7.1. Основные и дополнительные блоки IBM PC. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
7.2. Итоговая контрольная работа. Лабораторные 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
7.3. Подготовка к итоговой контрольной работе. Сам. работа 2 12 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 8. Шинная структура персонального компьютера IBM PC.
8.1. Шинная структура персонального компьютера IBM PC. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-3 Л1.1
8.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1
Раздел 9. Электронные компоненты IBM PC.
9.1. Электронные компоненты IBM PC. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
9.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Подготовка исходных данных для комплектации рабочего места специалиста средствами компьютерной техники. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 10. Микропроцессор. Взаимодействие микропроцессора с другими компонентами персонального компьютера.
10.1. Микропроцессор. Взаимодействие микропроцессора с другими компонентами персонального компьютера. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1
10.2. Программное управление ресурсами ПЭВМ (работа с ОП, использование прерываний процессора). Лабораторные 2 6 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
10.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Решение задач по низкоуровнему программированию. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 11. Периферийное оборудование. Технические средства человеко-машинного интерфейса.
11.1. Периферийное оборудование. Технические средства человеко-машинного интерфейса. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
11.2. Подготовка исходных данных для анализа рынка периферийного оборудования. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 12. Программное обеспечение ROM. Инициализация работы персонального компьютера.
12.1. Программное обеспечение ROM. Инициализация работы персонального компьютера. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
12.2. Программное управление ресурсами ПЭВМ (работа с устройствами ввода-вывода, использование прерываний ROM-BIOS и OS). Лабораторные 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
12.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Решение задач по низкоуровнему программированию. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 13. Основные сведения о видеосистемах.
13.1. Основные сведения о видеосистемах. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-3 Л1.1
13.2. Управление видеосистемой на низком уровне (ОП, ROM-BIOS, прерывания OS). Управление видеосистемой на высоком уровне (WIN API). Лабораторные 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
13.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Решение задач по низкоуровнему программированию. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 14. Основные сведения о дисковых системах.
14.1. Основные сведения о дисковых системах. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
14.2. Управление файловой системой на низком уровне (ROM-BIOS, прерывания OS). Управление файловой системой на высоком уровне (WIN API). Лабораторные 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
14.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Решение задач по низкоуровнему программированию. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 15. Структура и характеристики систем телекоммуникаций: коммутация и маршрутизация телекоммуникационных систем, цифровые сети связи, электронная почта.
15.1. Структура и характеристики систем телекоммуникаций: коммутация и маршрутизация телекоммуникационных систем, цифровые сети связи, электронная почта. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
15.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 16. Локальные и удаленные коммуникации. Коммуникации на базе модемов.
16.1. Локальные и удаленные коммуникации. Коммуникации на базе модемов. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
16.2. Протоколы управления и передачи для аналоговых и цифровых телефонных линий. Лабораторные 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
16.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 17. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Основные понятия. Оборудование ЛВС.
17.1. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Основные понятия. Оборудование ЛВС. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
17.2. Протоколы управления и передачи для ЛВС. Активное и пассивное оборудование ЛВС. Лабораторные 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
17.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 18. Классификация и архитектура вычислительных сетей, техническое, информационное и программное обеспечение сетей, структура и организация функционирования сетей (глобальных, региональных, локальных).
18.1. Классификация и архитектура вычислительных сетей, техническое, информационное и программное обеспечение сетей, структура и организация функционирования сетей (глобальных, региональных, локальных). Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
18.2. Разработка проекта ЛВС для организации. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 19. Глобальные сети. Перспективы развития систем телекоммуникаций. Эффективность функционирования вычислительных машин, систем и сетей телекоммуникаций; пути ее повышения. Перспективы развития вычислительных средств.
19.1. Глобальные сети. Перспективы развития систем телекоммуникаций. Эффективность функционирования вычислительных машин, систем и сетей телекоммуникаций; пути ее повышения. Перспективы развития вычислительных средств. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
19.2. Проведение итогового тестирования по дисциплине. Лабораторные 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
19.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Подготовка к компьютерному тестированию. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   РП и МУ - ВССиТ (издано).doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бройдо В.Л., Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2006 https://booksee.org/book/1214601
Л1.2 В. Г. Олифер, Н. А. Олифер Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: учеб. пособие для вузов Питер, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пятибратов А.П., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учеб. для вузов М.: Финансы и статистика, 2014 https://booksee.org/book/592708
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стерлягов С.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: рабочая программа и методические указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/6441
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.intuit.ru (учебные курсы по арифметическим и логическим основам ЭВМ, архитектуре и основам функционирования ЭВМ и ВС, проектированию ЛВС)
Э2 http://www.citforum.ru
Э3 http://www.osp.ru
Э4 http://www.ixbt.com
Э5 http://www.computerra.ru
Э6 http://www.compulenta.ru
Э7 Курс в Moodle "Вычислительные системы, сети и телекоммуникации" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=206
6.3. Перечень программного обеспечения
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. приложение