МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 44 44 44 44
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.Ю. Юдинцев, канд.физ.-мат.наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой А.Ю. Юдинцев, канд.физ.-мат.наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.• ознакомить с методами представления, измерения, хранения, обработки и передачи информации;
• сформировать теоретические основы построения и организации функционирования ЭВМ и вычислительных систем;
• закрепить и расширить знания по основам телекоммуникаций, вычислительных систем и сетевых технологий;
• сформировать устойчивые представления о принципах построения и эксплуатации вычислительных и телекоммуникационных систем.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
• определять меры информации и показатели ее качества;
• анализировать архитектуры информационно-вычислительных систем для эффективного использования их в профессиональной деятельности;
• выбирать функциональную и структурную организацию ЭВМ, наиболее соответствующую поставленным задачам;
• конфигурировать состав и структуру вычислительных компклексов информационных систем предприятий;
• обеспечивать взаимодействие основных компонентов ЭВМ;
• организовывать бесперебойное функционирование ЭВМ и ВС;
• обслуживать вычислительные и телекоммуникационные системы;
• проектировать ЛВС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий
ОПК-3: способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные физические, математические и логические принципы построения и функционирования ЭВМ.
• методы анализа и поиска неисправностей в рабо-те аппаратно-программных компонентов ЭВМ и сетей.
• типовой состав персональной ЭВМ и ЛВС.
• различные способы конфигурирования рабочего места пользователя.
• отличительные особенности различных типов ЭВМ и ВС.
• международные стандарты, регламентирующие производство и функционирование компьютерного и телекоммуникационного оборудования.
• технологические особенности продукции различных производителей компьютерного оборудования.
3.2.Уметь:
3.2.1.• использовать техническую документацию и другие источники для получения информации о современном состоянии рынка компьютеров и программного обеспечения.
• осуществить подбор аппаратно-программных средств, необходимых для решения типовых задач конкретного специалиста или организации с учетом профиля ее деятельности.
• обосновывать причину возникновения неисправностей
• применять различные методики расчетов показателей и характеристик функционирования программных и аппаратных компонентов.
• устранять неисправности ЭВМ, не связанные с физической поломкой оборудования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• методами оценки эффективности функционирования компьютерного и телекоммуникационного оборудования.
• методиками расчетов ЛВС на соответствие стандартам СКС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально-экономические аспекты информатизации общества.
1.1. Социально-экономические аспекты информатизации общества. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Информация. Данные. Способы представления данных в ЭВМ. Физические основы вычислительных процессов. Основы построения и функционирования вычислительных машин: общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин, информационно-логические основы вычислительных машин, их функциональная и структурная организация, память, процессоры, каналы и интерфейсы ввода вывода, периферийные устройства, режим работы, программное обеспечение.
2.1. Информация. Данные. Способы представления данных в ЭВМ. Физические основы вычислительных процессов. Основы построения и функционирования вычислительных машин: общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин, информационно-логические основы вычислительных машин, их функциональная и структурная организация, память, процессоры, каналы и интерфейсы ввода вывода, периферийные устройства, режим работы, программное обеспечение. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Методы и способы кодирования информации. Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Арифметические основы функционирования ЭВМ.
3.1. Арифметические основы функционирования ЭВМ. Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Решение задач. Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
3.3. Контрольная работа. Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
3.4. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Логические основы функционирования ЭВМ. Способы реализации компьютерной логики.
4.1. Логические основы функционирования ЭВМ. Способы реализации компьютерной логики. Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Решение задач. Лабораторные 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
4.3. Контрольная работа. Лабораторные 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Архитектурные особенности и организация функционирования вычислительных машин различных классов: многомашинные и многопроцессорные вычислительные системы, типовые вычислительные структуры и программное обеспечение, режимы работы.
5.1. Архитектурные особенности и организация функционирования вычислительных машин различных классов: многомашинные и многопроцессорные вычислительные системы, типовые вычислительные структуры и программное обеспечение, режимы работы. Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
5.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Пеpсональные компьютеpы IBM (IBM PC). Этапы pазвития компьютеpов IBM PC.
6.1. Пеpсональные компьютеpы IBM (IBM PC). Этапы pазвития компьютеpов IBM PC. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
6.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Основные и дополнительные блоки IBM PC.
7.1. Основные и дополнительные блоки IBM PC. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
7.2. Итоговая контрольная работа. Лабораторные 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
7.3. Подготовка к итоговой контрольной работе. Сам. работа 2 11 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 8. Шинная структура персонального компьютера IBM PC.
8.1. Шинная структура персонального компьютера IBM PC. Лекции 2 1 ОПК-3 Л1.1
8.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л1.1
Раздел 9. Электронные компоненты IBM PC.
9.1. Электронные компоненты IBM PC. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
9.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Подготовка исходных данных для комплектации рабочего места специалиста средствами компьютерной техники. Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 10. Микропроцессор. Взаимодействие микропроцессора с другими компонентами персонального компьютера.
10.1. Микропроцессор. Взаимодействие микропроцессора с другими компонентами персонального компьютера. Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1
10.2. Программное управление ресурсами ПЭВМ (работа с ОП, использование прерываний процессора). Лабораторные 2 8 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
10.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Решение задач по низкоуровнему программированию. Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 11. Периферийное оборудование. Технические средства человеко-машинного интерфейса.
11.1. Периферийное оборудование. Технические средства человеко-машинного интерфейса. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
11.2. Подготовка исходных данных для анализа рынка периферийного оборудования. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 12. Программное обеспечение ROM. Инициализация работы персонального компьютера.
12.1. Программное обеспечение ROM. Инициализация работы персонального компьютера. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
12.2. Программное управление ресурсами ПЭВМ (работа с устройствами ввода-вывода, использование прерываний ROM-BIOS и OS). Лабораторные 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
12.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Решение задач по низкоуровнему программированию. Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 13. Основные сведения о видеосистемах.
13.1. Основные сведения о видеосистемах. Лекции 2 1 ОПК-3 Л1.1
13.2. Управление видеосистемой на низком уровне (ОП, ROM-BIOS, прерывания OS). Управление видеосистемой на высоком уровне (WIN API). Лабораторные 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
13.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Решение задач по низкоуровнему программированию. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 14. Основные сведения о дисковых системах.
14.1. Основные сведения о дисковых системах. Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
14.2. Управление файловой системой на низком уровне (ROM-BIOS, прерывания OS). Управление файловой системой на высоком уровне (WIN API). Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
14.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Решение задач по низкоуровнему программированию. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л3.1
Раздел 15. Структура и характеристики систем телекоммуникаций: коммутация и маршрутизация телекоммуникационных систем, цифровые сети связи, электронная почта.
15.1. Структура и характеристики систем телекоммуникаций: коммутация и маршрутизация телекоммуникационных систем, цифровые сети связи, электронная почта. Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
15.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 16. Локальные и удаленные коммуникации. Коммуникации на базе модемов.
16.1. Локальные и удаленные коммуникации. Коммуникации на базе модемов. Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
16.2. Протоколы управления и передачи для аналоговых и цифровых телефонных линий. Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
16.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 17. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Основные понятия. Оборудование ЛВС.
17.1. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Основные понятия. Оборудование ЛВС. Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
17.2. Протоколы управления и передачи для ЛВС. Активное и пассивное оборудование ЛВС. Лабораторные 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
17.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 18. Классификация и архитектура вычислительных сетей, техническое, информационное и программное обеспечение сетей, структура и организация функционирования сетей (глобальных, региональных, локальных).
18.1. Классификация и архитектура вычислительных сетей, техническое, информационное и программное обеспечение сетей, структура и организация функционирования сетей (глобальных, региональных, локальных). Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
18.2. Разработка проекта ЛВС для организации. Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 19. Глобальные сети. Перспективы развития систем телекоммуникаций. Эффективность функционирования вычислительных машин, систем и сетей телекоммуникаций; пути ее повышения. Перспективы развития вычислительных средств.
19.1. Глобальные сети. Перспективы развития систем телекоммуникаций. Эффективность функционирования вычислительных машин, систем и сетей телекоммуникаций; пути ее повышения. Перспективы развития вычислительных средств. Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
19.2. Проведение итогового тестирования по дисциплине. Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2
19.3. Самостоятельная работа с литературой по теме. Подготовка к компьютерному тестированию. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   РП и МУ - ВССиТ (издано).doc
Приложение 2.   ВССиТ-ФОС.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бройдо В.Л., Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2006 https://booksee.org/book/1214601
Л1.2 В. Г. Олифер, Н. А. Олифер Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: учеб. пособие для вузов Питер, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пятибратов А.П., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учеб. для вузов М.: Финансы и статистика, 2014 https://booksee.org/book/592708
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стерлягов С.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: рабочая программа и методические указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/6441
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.intuit.ru (учебные курсы по арифметическим и логическим основам ЭВМ, архитектуре и основам функционирования ЭВМ и ВС, проектированию ЛВС)
Э2 http://www.citforum.ru
Э3 http://www.osp.ru
Э4 http://www.ixbt.com
Э5 http://www.computerra.ru
Э6 http://www.compulenta.ru
Э7 Курс в Moodle "Вычислительные системы, сети и телекоммуникации" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=206
6.3. Перечень программного обеспечения
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. приложение