Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v09_03_03_ПИЭ-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор
1.1. | - Формирование у студентов системы знаний об информационном менеджменте как о важнейшей составляющей системы управления организацией и мощном инструменте преобразования деятельности организации в соответствии с требованиями процессного подхода к управлению - Ознакомление студентов с возможностями современных информационных технологий проектирования процессного менеджмента в объеме, необходимом для принятия решения о целесообразности и обоснованности их использования в конкретных условиях проектирования современных бизнес-архитектур, бизнес-процессов, ИТ-сервисов предприятий, организаций, учреждений различного профиля. Задачи учебной дисциплины: - сформировать у студентов систему знаний в области процессного подхода к управлению как современной парадигмы проектирования и управления клиенто-ориентированной организацией; - сформировать у студентов современную систему знаний в области ИТ сервис-менеджмента как важнейшей составляющей процессного менеджмента при организации управления информационными системами; - ознакомить студентов с возможностями современных инструментальных средств проектирования процессного менеджмента информационных систем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-11 | способностью эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы |
ПК-14 | способностью осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач |
ПК-16 | способностью осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей |
ПК-17 | способностью принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла |
ПК-18 | способностью принимать участие в организации ИТ-инфраструктуры и управлении информационной безопасностью |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современные методологии процессного менеджмента информационных систем на современном предприятии, в организациях, учреждениях различного профиля; - классификацию информационных систем и технологий; - текущие потребности рынка в области использования ИС и ИТ современных российскими и зарубежными организациями; - методику разработки ИТ-стратегии организации; - принцип технологического и приспособленного детерминизма; - поведенческую и экономическую теории при оценке влияния информационной системы на организацию; - модель конкурентных ценностей и культурных типов в разрезе внедрения и использования ИС; - критерии выбора информационного управления; - централизованную, децентрализованную, федеративная или дистрибьюторская модели организации ИТ-деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать в практике управления предприятиями, организациями, учреждениями различного профиля, государственными и муниципальными структурами современные методы и инструментальные средства проектирования и создания процессного менеджмента информационных систем; - оценивать альтернативные пути для позиционирования различных видов ИТ-деятельности; - аргументировано обосновывать необходимость использования ИТ-аутсорсинга в организации; - обозначать проблемы персонала, связанные с ИТ-обеспечением; - оценивать пути контроля ИТ-деятельности и включать их в общую стратегию; - предлагать тактические решения для осуществления ИТ-стратегии организации; - использовать модели, чтобы проанализировать возможное стратегическое преимущество ИС для организации; - определять роль информационных систем, используемых организацией; - разрабатывать конкретные предложения по результатам исследований, готовить справочно-аналитические материалы для принятия управленческих решений; - организовывать работу ИТ-подразделения, предлагая иерархию основных задач для конкретной организации; - объяснять контекстуальные факторы, которые влияют на ценность и значимость ИС, поддерживающих бизнес-процессы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками использования программных продуктов, предназначенных для информационной поддержки (автоматизации) процессного менеджмента информационных систем на предприятиях, в организациях, учреждениях различного профиля; - методами и приемами построения матрицы информационной архитектуры; - методами и приемами разработки рекомендаций по внедрению информационных систем с учетом существующего типа корпоративной культуры; - методами и приемами разработки документов, регламентирующих деятельность ИТ-отдела организации; - методами и приемами выбора типа информационного управления; - методами и приемами разработки ИТ–стратегии организации; - методами и приемами определения взаимосвязи ИТ-стратегии и других функциональных стратегий организации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Процессный подход к управлению служблй ИТ предприятия. Моделирование бизнес-процессов. | ||||||
1.1. | Основы управления службой ИС. Процессы службы ИС. | Лекции | 8 | 2 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | ИТ-сервисы. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Изучение теоретических материалов по теме. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Основы процессного менеджмента информационных систем. | ||||||
2.1. | ИТ-сервис - основа деятельности современной информационной системы. | Лекции | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | ITIL/ITSM - концептуальная основа процессов ИС-службы. | Лекции | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Изучение теоретических материалов по теме. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Обзор решений в области информационной поддержки процессного менеджмента информационных систем на основе методологии ITSM с использованием основных групп процессов библиотеки ITIL. | ||||||
3.1. | Решения Hewlett-Packard по управлению информационными системами. | Лекции | 8 | 0,5 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Модель ITSM Reference Model и программные средства автоматизации управления ИТ-инфраструктурой предприятия HP Open View. | Лабораторные | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Решения IBM по управлению информационными системами. | Лекции | 8 | 0,5 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Модель информационных процессов ITPM и семейство продуктов IBM/Tivoli. | Лабораторные | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Подход Microsoft к построению управляемых информационных систем. | Лекции | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Подход Microsoft к построению управляемых информационных систем | Лабораторные | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Изучение теоретических материалов по теме. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Инструментальные средства проектирования ИТ сервис-менеджмента информационных систем с использованием основных групп процессов библиотеки ITIL. | ||||||
4.1. | Система бизнес-моделирования "Business Studio 3.х". Обзор функциональных возможностей. | Лекции | 8 | 0,5 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Система моделирования Бизнес-инженер 6.х.График-студио Lite. | Лекции | 8 | 0,5 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Изучение теоретических материалов по теме. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Повышение эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия | ||||||
5.1. | Повышение эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия. | Лекции | 8 | 0,5 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Технология Microsoft обеспечения информационной безопасности. | Лекции | 8 | 0,5 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Технология Microsoft обеспечения информационной безопасности. | Лабораторные | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Изучение теоретических материалов по теме. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Лабораторный практикум | ||||||
6.1. | Проектирование моделей бизнес-процессов организации | Лабораторные | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Проектирование моделей бизнес-процессов организации, оценка текущего времени и стоимости выполнения бизнес-процессов, перепроектирование бизнес-процессов для достижения лучших результатов. | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Проектирование организационной структуры управления | Лабораторные | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Проектирование организационной структуры управления, распределение полномочий и ответственности за исполнение бизнес-процессов компании, назначение исполнителей отдельных действий в рамках бизнес-процессов, проведение расчета необходимого количества сотрудников. | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.5. | Регламентирующая документация | Лабораторные | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.6. | Формирование пакета регламентирующих документов: регламент бизнес-процесса, положение о подразделении, должностные инструкции и др. | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.7. | Разработка технического задания на автоматизацию | Лабораторные | 8 | 1 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.8. | Разработка моделей бизнес-процессов "как будет" с учетом применения информационной системы, настройка и формирование отчета "Техническое задание на автоматизацию", включающее в себя перечень автоматизируемых бизнес-процессов, реестр функций информационной системы и перечень планируемых рабочих мест. | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.9. | Проектирование процессного менеджмента информационной системы | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
6.10. | Создание моделей основных групп бизнес-процессов ИТ сервис-менеджмента библиотеки ITIL v.2, v3: процессы управления предоставлением сервисов, управления поддержкой сервисов и др. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Долженко А.И. | Управление информационными системами: | М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. М. Лобанова, Н. Ф. Алтухова | Эффективность информационных технологий: Учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. | Моделирование и анализ систем: IDEF-технологии: | М.: Финансы и статистика, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.betec.ru/ ? Бизнес-инжиниринговые технологии | |||
Э2 | http://www.businessstudio.ru/ ? Современные технологии управления | |||
Э3 | http://www.naumen.ru/ ? Компания NAUMEN | |||
Э4 | http://www.itsmforum.ru/ ? The IT Service Management Forum (itSMF) России | |||
Э5 | http://www.itsmfi.org ?The IT Service Management Forum International (itSMF) | |||
Э6 | http://www.itexpert.ru/ ? Компания IT Expert | |||
Э7 | Курс в Moodle "Управление информационной системой организации" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основными видами учебной деятельности студентов являются лекции и лабораторный практикум. По практикуму предусмотрено использование индивидуального подхода обучения, каждый студент выбирает тематику своего проекта. Для закрепления промежуточных теоретических знаний предусмотрен коллоквиум. В конце изучения дисциплины по теории предусмотрен тест. Дисциплина заканчивается экзаменом. Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы. В ходе лекций студентам рекомендуется: - вести конспектирование учебного материала; - обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению; - задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющей материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций. Самостоятельная работа(изучение теоретического курса) Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими бакалаврами по данной дисциплине. Лабораторные работы - это активная форма учебного процесса. При подготовке к лабораторным работам студенту необходимо изучить основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. Лабораторные работы предполагают выполнение заданий и решение задач на ПК. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний. Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. В индивидуальной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде комплекта документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса. Задание на практическую работу включает содержательную постановку задачи в некоторой предметной области. Индивидуальное задание каждый студент получает у преподавателя, который осуществляет руководство в соответствии с перечнем тематик работ. Подготовка индивидуального задания является одной из форм обучения обучающегося. Данная форма обучения направлена на: - организацию и повышение уровня самостоятельной работы; - усиления контроля за результатами самостоятельной работы. При выполнении самостоятельных работ акцент делается на формирование навыков работы студентов с научно-технической литературой; работы с сетью Internet; на систематизацию материала для решения поставленных задач; на формирование навыков оформления результатов выполненных работ (пояснительной записки, ссылок на литературные источники, выводе по работе). Защита работы проводится индивидуально каждым студентом. Оформление отчетов и других материалов должно приводиться в соответствии с действующими стандартами. В процессе защиты работы студент должен быть готов ответить на вопросы преподавателя, касающиеся темы самостоятельной работы. Подготовка к зачету предполагает изучение рекомендуемой литературы, конспектов лекции, участие в проводимых контрольных опросах, тестирование по модулям и темам, выполнение письменной работы на коллоквиуме, проводимом после завершения лекционной части курса. |