МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление информационной системой организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление информационной системой организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Формирование у студентов системы знаний об информационном менеджменте как о важнейшей составляющей системы управления организацией и мощном инструменте преобразования деятельности организации в соответствии с требованиями процессного подхода к управлению
- Ознакомление студентов с возможностями современных информационных технологий проектирования процессного менеджмента в объеме, необходимом для принятия решения о целесообразности и обоснованности их использования в конкретных условиях проектирования современных бизнес-архитектур, бизнес-процессов, ИТ-сервисов предприятий, организаций, учреждений различного профиля.
Задачи учебной дисциплины:
- сформировать у студентов систему знаний в области процессного подхода к управлению как современной парадигмы проектирования и управления клиенто-ориентированной организацией;
- сформировать у студентов современную систему знаний в области ИТ сервис-менеджмента как важнейшей составляющей процессного менеджмента при организации управления информационными системами;
- ознакомить студентов с возможностями современных инструментальных средств проектирования процессного менеджмента информационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
ПК-14 способностью осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач
ПК-16 способностью осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
ПК-17 способностью принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-18 способностью принимать участие в организации ИТ-инфраструктуры и управлении информационной безопасностью
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные методологии процессного менеджмента информационных систем на современном предприятии, в организациях, учреждениях различного профиля;
- классификацию информационных систем и технологий;
- текущие потребности рынка в области использования ИС и ИТ современных российскими и зарубежными организациями;
- методику разработки ИТ-стратегии организации;
- принцип технологического и приспособленного детерминизма;
- поведенческую и экономическую теории при оценке влияния информационной системы на организацию;
- модель конкурентных ценностей и культурных типов в разрезе внедрения и использования ИС;
- критерии выбора информационного управления;
- централизованную, децентрализованную, федеративная или дистрибьюторская модели организации ИТ-деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать в практике управления предприятиями, организациями, учреждениями различного профиля, государственными и муниципальными структурами современные методы и инструментальные средства проектирования и создания процессного менеджмента информационных систем;
- оценивать альтернативные пути для позиционирования различных видов ИТ-деятельности;
- аргументировано обосновывать необходимость использования ИТ-аутсорсинга в организации;
- обозначать проблемы персонала, связанные с ИТ-обеспечением;
- оценивать пути контроля ИТ-деятельности и включать их в общую стратегию;
- предлагать тактические решения для осуществления ИТ-стратегии организации;
- использовать модели, чтобы проанализировать возможное стратегическое преимущество ИС для организации;
- определять роль информационных систем, используемых организацией;
- разрабатывать конкретные предложения по результатам исследований, готовить справочно-аналитические материалы для принятия управленческих решений;
- организовывать работу ИТ-подразделения, предлагая иерархию основных задач для конкретной организации;
- объяснять контекстуальные факторы, которые влияют на ценность и значимость ИС, поддерживающих бизнес-процессы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования программных продуктов, предназначенных для информационной поддержки (автоматизации) процессного менеджмента информационных систем на предприятиях, в организациях, учреждениях различного профиля;
- методами и приемами построения матрицы информационной архитектуры;
- методами и приемами разработки рекомендаций по внедрению информационных систем с учетом существующего типа корпоративной культуры;
- методами и приемами разработки документов, регламентирующих деятельность ИТ-отдела организации;
- методами и приемами выбора типа информационного управления;
- методами и приемами разработки ИТ–стратегии организации;
- методами и приемами определения взаимосвязи ИТ-стратегии и других функциональных стратегий организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Процессный подход к управлению служблй ИТ предприятия. Моделирование бизнес-процессов.
1.1. Основы управления службой ИС. Процессы службы ИС. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. ИТ-сервисы. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Лабораторные 7 4 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 6 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы процессного менеджмента информационных систем.
2.1. ИТ-сервис - основа деятельности современной информационной системы. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. ITIL/ITSM - концептуальная основа процессов ИС-службы. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 6 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Обзор решений в области информационной поддержки процессного менеджмента информационных систем на основе методологии ITSM с использованием основных групп процессов библиотеки ITIL.
3.1. Решения Hewlett-Packard по управлению информационными системами. Лекции 7 1 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Модель ITSM Reference Model и программные средства автоматизации управления ИТ-инфраструктурой предприятия HP Open View. Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Решения IBM по управлению информационными системами. Лекции 7 1 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Модель информационных процессов ITPM и семейство продуктов IBM/Tivoli. Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Подход Microsoft к построению управляемых информационных систем. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Подход Microsoft к построению управляемых информационных систем Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Инструментальные средства проектирования ИТ сервис-менеджмента информационных систем с использованием основных групп процессов библиотеки ITIL.
4.1. Система бизнес-моделирования "Business Studio 3.х". Обзор функциональных возможностей. Лекции 7 1 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Система моделирования Бизнес-инженер 6.х.График-студио Lite. Лекции 7 1 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 4 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Повышение эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия
5.1. Повышение эффективности ИТ-инфраструктуры предприятия. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Технология Microsoft обеспечения информационной безопасности. Лекции 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Технология Microsoft обеспечения информационной безопасности. Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.4. Изучение теоретических материалов по теме. Сам. работа 7 4 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Лабораторный практикум
6.1. Проектирование моделей бизнес-процессов организации Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.2. Проектирование моделей бизнес-процессов организации, оценка текущего времени и стоимости выполнения бизнес-процессов, перепроектирование бизнес-процессов для достижения лучших результатов. Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.3. Проектирование организационной структуры управления Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.4. Проектирование организационной структуры управления, распределение полномочий и ответственности за исполнение бизнес-процессов компании, назначение исполнителей отдельных действий в рамках бизнес-процессов, проведение расчета необходимого количества сотрудников. Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.5. Регламентирующая документация Лабораторные 7 4 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.6. Формирование пакета регламентирующих документов: регламент бизнес-процесса, положение о подразделении, должностные инструкции и др. Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.7. Разработка технического задания на автоматизацию Лабораторные 7 2 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.8. Разработка моделей бизнес-процессов "как будет" с учетом применения информационной системы, настройка и формирование отчета "Техническое задание на автоматизацию", включающее в себя перечень автоматизируемых бизнес-процессов, реестр функций информационной системы и перечень планируемых рабочих мест. Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.9. Проектирование процессного менеджмента информационной системы Лабораторные 7 4 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.10. Создание моделей основных групп бизнес-процессов ИТ сервис-менеджмента библиотеки ITIL v.2, v3: процессы управления предоставлением сервисов, управления поддержкой сервисов и др. Сам. работа 7 6 ПК-11, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Долженко А.И. Управление информационными системами: М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. М. Лобанова, Н. Ф. Алтухова Эффективность информационных технологий: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем: IDEF-технологии: М.: Финансы и статистика, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.betec.ru/ ? Бизнес-инжиниринговые технологии
Э2 http://www.businessstudio.ru/ ? Современные технологии управления
Э3 http://www.naumen.ru/ ? Компания NAUMEN
Э4 http://www.itsmforum.ru/ ? The IT Service Management Forum (itSMF) России
Э5 http://www.itsmfi.org ?The IT Service Management Forum International (itSMF)
Э6 http://www.itexpert.ru/ ? Компания IT Expert
Э7 Курс в Moodle "Управление информационной системой организации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными видами учебной деятельности студентов являются лекции и лабораторный практикум. По практикуму предусмотрено использование индивидуального подхода обучения, каждый студент выбирает тематику своего проекта.
Для закрепления промежуточных теоретических знаний предусмотрен коллоквиум.
В конце изучения дисциплины по теории предусмотрен тест. Дисциплина заканчивается экзаменом.
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы.
В ходе лекций студентам рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению;
- задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющей материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.
Самостоятельная работа(изучение теоретического курса)
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими бакалаврами по данной дисциплине.
Лабораторные работы - это активная форма учебного процесса. При подготовке к лабораторным работам студенту необходимо изучить основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. Лабораторные работы предполагают выполнение заданий и решение задач на ПК.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В индивидуальной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде комплекта документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Задание на практическую работу включает содержательную постановку задачи в некоторой предметной области. Индивидуальное задание каждый студент получает у преподавателя, который осуществляет руководство в соответствии с перечнем тематик работ.
Подготовка индивидуального задания является одной из форм обучения обучающегося. Данная форма обучения направлена на:
- организацию и повышение уровня самостоятельной работы;
- усиления контроля за результатами самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельных работ акцент делается на формирование навыков работы студентов с научно-технической литературой; работы с сетью Internet; на систематизацию материала для решения поставленных задач; на формирование навыков оформления результатов выполненных работ (пояснительной записки, ссылок на литературные источники, выводе по работе). Защита работы проводится индивидуально каждым студентом.
Оформление отчетов и других материалов должно приводиться в соответствии с действующими стандартами. В процессе защиты работы студент должен быть готов ответить на вопросы преподавателя, касающиеся темы самостоятельной работы.
Подготовка к зачету предполагает изучение рекомендуемой литературы, конспектов лекции, участие в проводимых контрольных опросах, тестирование по модулям и темам, выполнение письменной работы на коллоквиуме, проводимом после завершения лекционной части курса.