МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория креативности и социальные инновации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 23
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 23 23 23 23
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория креативности и социальные инновации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение студентами основных знаний об проблемах социальной инноватики, формировании новых подходов к их решению через использование в своей деятельности креативного мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать современные тенденции развития социальной инноватики;
критерии инновационных процессов в социальной сфере;
принципы и способы применения и развития креативности.
3.2.Уметь:
3.2.1.осваивать ресурсы социальных систем и проектировать их развитие;
выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к проектированию в социальной сфере;
технологиями совершенствования креативности мышления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория творчества и креативности
1.1. Креативность: понятие, происхождение, виды, принципы. Основные теории креативности. Способы и приемы раскрытия креативности в личности Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Этапы творческого процесса. Виды креативности Практические 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Этапы творческого процесса. Виды креативности Сам. работа 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Основы мыловарения Практические 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Основные теории креативности. Способы и приемы раскрытия креативности в личности Сам. работа 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Теоретические основы социальной инноватики. Принципы, методы и виды инновационных процессов в социальной сфере Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.7. Метод "мандала" как диагностика и катализатор творческого потенциала Практические 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.8. Теоретические основы социальной инноватики. Принципы, методы и виды инновационных процессов в социальной сфере Сам. работа 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.9. Общая характеристика инновационной системы. Структура инновации в социальной работе Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.10. Общая характеристика инновационной системы. Структура инновации в социальной работе Практические 6 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.11. Общая характеристика инновационной системы. Структура инновации в социальной работе Сам. работа 6 5 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.12. Креативность в социальных инновациях: теоретико-методологические основания Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.13. Креативность в социальных инновациях: теоретико-методологические основания Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие "креативности", основные компоненты феномена.
2. Теории креативности: основные подходы, история становления.
3. Методы и формы развития креативности.
4. Личность и креативность: соотношение понятий.
5. Творчество и креативность: основные отличия и сходства.
6. Инновации: понятие, виды, функции.
7. Теоретические основы социальных инноваций.
8. Социальный проект как основы социальных инноваций.
9. Инноватика: виды, методолгические основания.
10. Соотношение понятий "креативность" и "инновация".
11. Этапы творческого процесса.
12. Феномен креативности.
13. Инновационная деятельность как личностная, профессиональная, общественная единица измерения.
14. Закономерности инновационного процесса.
15. Инновационное проектирование в социальной работе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Подготовить конспект по учебному пособию Б.Ф.Усманов "Социальная инноватика" 2 и 3 главы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.А. Карлова, Е.А. Ноздренко, И.А. Пантелеева, И.А. Карлов Теория и практика креативной деятельности : Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 О.А. Карлова, Е.А. Ноздренко, И.А. Пантелеева, И.А. Карлов Теория и практика креативной деятельности: Красноярск : Сибирский федеральный университет,, 2012 biblioclub.ru
Л1.3 Черникова, И.В. Социальные инновации: учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко Н. В. Креативная реклама. Технологии проектирования.: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Инновационные технологии социального обслуживания населения: практика деятельности социальных служб в процессе модернизации: сборник статей , 2014 biblioclub.ru
Л2.3 И.В. Черникова Социальные инновации: практикум Ставрополь : СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Утемов, В.В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие Киров : АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт "Креативное мышление" http://creativethinking.net/articlesandtechniques/#sthash.bedj1Gsq.dpbs -
Э2 сайт о основные напрвления и методах теории креативности kolesnik.ru
Э3 сайт, посвященный краткому обзору большого количества креативных методик www.mycoted.com
Э4 Курс в системе Moodle "Теория креативности и социальнные инновации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.